определяются в зависимости от уровня организации материи. С
точки зрения различных форм движения материи в области неор-
ганической природы существуют механические, физические и хи-
мические связи, предполагающие взаимодействия либо через раз-
личные поля, либо путем непосредственного контакта. В живой
природе существуют более сложные связи - биологические, кото-
рые выражаются во внутриорганизменных, внутривидовых и межви-
довых отношениях особей, а также их отношениях с внешней сре-
дой. В общественной жизни связи еще более усложняются, обра-
зуются производственные, распределительные, семейные, межлич-
ностные, национальные, государственные и прочие связи. Однако
- 11 -
связи существуют не только между предметами в пределах данной
формы, но и между всеми ее формами, как бы образуя единый
"клубок".
Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимо-
действия является специфическая и универсальная категория -
развитие. В мире нет ничего окончательно завершенного: все
находится в пути к иному. А тот или иной тип связей и взаимо-
действий образует определенное направление этого пути: откуда
и куда. Принцип движения материи как способа ее существования
в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам общую идею
развития мира.
Развитие есть необратимое, определенно направленное и за-
кономерное изменение материальных и идеальных объектов, при-
водящее к возникновению нового качества. Качание маятника -
пример движения, а рост ребенка - пример развития.
Развитие - это двойной процесс: в нем старое уходит, а
новое приходит, утверждая себя не путем беспрепятственного
развертывания своих потенций, а в борьбе со старым. Развитие
приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязатель-
но, чтобы оно было сложнее или совершеннее качества предшест-
вующего. Если новое качество превосходит старое, то налицо
прогрессивная тенденция развития, если оно в том или ином от-
ношении уступает старому, то налицо регрессивная тенденция
развития. Регресс, также как и прогресс, необратим, т. е. на
любой стадии регресса появляется новое качество, не сводимое
к предшествующим состояниям.
В связи с развитием философии и конкретных наук центр
борьбы диалектики и метафизики переместился на интерпретацию
принципа развития. Метафизическое мышление проявлялось в виде
так называемого плоского эволюционизма и различных концепций
"творческой эволюции". Если первый гипертрофирует количест-
венные и постепенные изменения, упуская из вида качественные
переходы и перерывы постепенности, то вторые абсолютизируют
именно качественные, существенные преобразования, не улавли-
вая их предварительные постепенные количественные процессы.
Таким образом для метафизики характерно "шарахание" мысли в
крайности, преувеличение какой-либо стороны объекта: устойчи-
вости, повторяемости, относительной самостоятельности и др.
Единственным противоядием против метафизики и ее разновиднос-
ти - догматизма - является диалектика, не терпящая застоя и
не налагающая никаких ограничений на познание и его возмож-
ности: неудовлетворенность достигнутым - ее стихия, революци-
онная активность - ее суть.
8. Проблема сущности научного познания. Что значит знать?
Человечество всегда стремилось к приобретению новых зна-
ний. Процесс овладения тайными бытия есть выражение устремле-
- 12 -
ний творческой активности разума, составляющего великую гор-
дость человечества.
Наш разум постигает законы мира не ради простой любозна-
тельности, а ради практического преобразования и природы и
человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства че-
ловека в мире. Знания человечества образуют сложную систему,
которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее пе-
редаются от поколения к поколению, от народа к народу с по-
мощью механизма социальной наследственности, культуры.
Теория познания или гносеология ( от греческого gnosis -
знание, познание ), оформилась вместе с возникновением фило-
софии в качестве одного из фундаментальных разделов. Она исс-
ледует природу человеческого познания, формы и закономерности
перехода от поверхностного представления о вещах (мнение( к
постижению их сущности (истинного знания), а в связи с этим
рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях.
Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является
вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет досто-
верное знание о мире, о самом человеке и человеческом общест-
ве.
Научное познание:
1. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности,
не сводимых к объектам обыденного опыта.
2. Особенности научных знаний как продукта научной дея-
тельности.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни
исследования. Это различие имеет своим основанием неодинако-
вость, во-первых, способов (методов) самой познавательной ак-
тивности, а во-вторых, характера достигаемых научных резуль-
татов. Эмпирической исследование предполагает выработку исс-
ледовательской программы, организацию наблюдений, эксперимен-
та, описание наблюдаемых и и экспериментальных данных, их
классификацию, первичное обобщение. Словом, для эмпирического
познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теорети-
ческое познание - это сущностное познание, осуществляемое на
уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием выступает
понятия, категории, законы, гипотезы и т.д. Оба эти уровни
связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпиричес-
кое (опытное) познание предшествует теоретическому.
Научное исследование предполагает не только движение
"вверх", ко все долее совершенному, разработанному теорети-
ческому аппарату, но и движение "вниз", связанное м ассимиля-
цией эмпирической информации.
Процесс мышления не всегда осуществляется в развернутом и
логическом виде. Бывают случаи когда человек чрезвычайно
быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит
правильное решение. Способность постижения истины путем пря-
мого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии име-
- 13 -
ниуется интуицией. Интуицию издавна делят на две разновиднос-
ти: чувственную и интеллектуальную.
Различные толкования интуиции подчеркивают в ее феномене
общий момент непосредственности в процессе познания, в отли-
чие или в противоположность от опосредствованного характера
логического мышления.
"Наука - обоюдоострое всемогущее оружие, которое в зависи-
мости от того, в чьих руках оно находится, может послужить
либо к счастью и благу людей, либо к их гибели," - С.И. Вави-
лов.
"Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечест-
ву; они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если
бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб ког-
да-нибудь были произнесены слова:" Наука нас привела к гибели
от атомных и водородных бомб." Ученые знают, что наука не мо-
жет быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо ис-
пользуют ее достижения," - Ф. Жолио-Кюри.
9. Проблема источников знания и способов познания. Разум
или чувства?
Сенсуализм - направление в теории познания, согласно ко-
торому чувственность является главной формой достоверного
знания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится
все содержание познания из деятельности органов чувств. Сен-
суализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единс-
твенным источником достоверного знания.
В истории философии сформировались противостоящие друг
другу материалистическое и идеалистическое направления сенсу-
ализма. Видными представителями материалистического сенсуа-
лизма были Гассенди, Гоббс, Локк и другие. Также представите-
лями сенсуализма были Ламетри, Гельвеций, Дидро, Фейербах.
Рационализм - философское направление, признающее разум
основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит
как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).
Как целостная система гносеологических воззрений рациона-
лизм начал складываться в новое время в результате развития
математики и естествознания. В противоположность средневеко-
вой схоластике и религиозному догматизму классический рацио-
нализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естествен-
ного порядка - бесконечной причинной цели, пронизывающей весь
мир.
Кант, пытавшийся примерить идеи рационализма и сенсуализ-
ма, полагал, "что всякое наше знание начинается с чувств, пе-
реходит затем к рассудку и заканчивается в разуме..." Разум,
по Канту, не может служить универсальным критерием истины.
Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об
априорности не только понятийных форм, но и форм созерцания -
- 14 -
пространства и времени. Но кантовский рационализм сохраняет
силу лишь ценой позиции агностицизма: он распространяется
только на мир явлений, но не на "вещь в себе", объективную
реальность.
Иррационализм - обозначение идеалистических течений в фи-
лософии, которые, в противоположность рационализму, ограничи-
вают или отрицают возможности разума в процессе познания и
делают основой миропонимания нечто не доступное разуму или
иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный харак-
тер самого бытия. Понятие иррационализма объединяет разнород-
ные философские системы и направления, выдвигающие на первый