план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни чело-
века: волю, непосредственное созерцание, чувство, интуицию,
мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознатель-
ное и т. п. Иррационалистическими по своему исходному содер-
жанию являются все религиозные и религиозно-философские уче-
ния.
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях
и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом
учении метод мышления. Диалектика есть философское теория,
метод и методология научного познания и творчества вообще.
Основные принципы диалектики, составляющие ее стержень,- все-
общая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с
помощью всей исторически сложившейся системы категорий и за-
конов.
В реальной жизни люди сталкиваются с быстро меняющимися
ситуациями. Поэтому наряду с решениями, основанными на общеп-
ринятых нормах поведения, им приходится принимать нестандарт-
ные решения . Такой процесс обычно называют творчеством.
Любой человек в той или иной мере обладает творческими
способностями, то есть способностями к выработке новых прие-
мов деятельности, овладению новыми знаниями, формулировке
проблем, познанию неизвестного.
Важнейшим из механизмов творчества является интуиция.
Древние мыслители, например Демокрит и особенно Платон, расс-
матривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность
ума. Но как именно "устроена" интуиция никто из них не пояс-
нял.
В процессе творчества и интуиции совершаются сложные
функциональные переходы, в которых на каком-то этапе разроз-
ненная деятельность по оперированию абстрактными и чувствен-
ными знаниями, соответственно осуществляемая левым и правым
полушариями, внезапно объединяется, приводя к получению иско-
мого результата, к озарению, к некому творческому воспламене-
нию, которое воспринимается как открытие, как высвечивание
того, что ранее находилось во мраке бессознательной деятель-
ности.
- 15 -
10. Проблема познаваемости мира.
Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль челове-
ка, - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе.
В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и
в границах его конечного опыта невозможно познание того, что
бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую
мысль в самых различных формах.
В попытке ответить на него четко обозначились три основ-
ных линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты ут-
верждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напро-
тив, ее отрицают. Скептики же отрицают принципиальную позна-
ваемость мира, но выражают сомнение в достоверности знания.
Наиболее последовательно в истории философии агностицизм
в скептицизме Д.Юма, который полагал, что все познание имеет
дело с опытом и принципиально не может выйти за его пределы,
а потому не может судить о том, каково отношение между опытом
и реальностью.
В современной немарксистской философии выдвигаются раз-
личные доводы в защиту невозможности познания тех или иных
явлений и сторон действительности. Натуралистические доводы
ссылаются на специфику органов чувств человека, сводятся к
утверждению невозможности преодолеть ограниченность и гео-
центричность условий познания.
Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, зак-
лючается в том, что предмет в процессе его познания неизбежно
преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления.
Однако логика агностицизма на каждом шагу опровергается раз-
витием науки, познания.
Сегодня ряд тенденций современной философии склоняется на
позиции агностицизма в вопросе о познаваемости сущности мира.
а в особенности человека и общества. Диапазон таких доктрин
довольно широк - от неопозитивизма до феноменологии, экзис-
тенционализм, прагматизма и др.
Догматизм - антиисторический, недиалектический схемати-
чески - окостеневший тип мышления, при котором анализ и оцен-
ка теоретических и практических проблем и положений произво-
диться без учета конкретной реальности условий места и време-
ни.
Гносеологическая основа догматизма - одностороннее отно-
шение к истине, признание в ней абсолютного момента при од-
новременном игнорировании ее относительности. Психологический
догматизм покоится на слепой приверженности к однажды вырабо-
танным приемам и способам познания и деятельности.
11. Проблема истины в философской науке. Что есть истина?
В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по
крайней мере, следующие концепции истин. Все они имеют как
- 16 -
позитивные, так и негативные стороны:
1. Классическая теория истин. Истина - это правильное от-
ражение предмета, процесса в индивидуальном познании.
2. Когерентная концепция рассматривает истину как соот-
ветствие одних знаний другим.
3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распростра-
ненная в особенности в Америке, говорит, что истиной считает-
ся то что полезно для человека.
4. Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает
большинство.
5. Экзистнециалистская концепция. Ярким представителем
этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это
процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с од-
ной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким спо-
собом и чем можно познать этот мир.
6. Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина -
это божее откровение.
Истина - адекватное отражение объекта познающим субъек-
том, воспроизведение его так, как он существует сам по себе,
вне и не зависимо от человека и его сознания; объективное со-
держание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей,
суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалекти-
ке ее развития.
В идеалистических системах истина понимается как вечно
неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов ( Пла-
тон, Августин), или как согласие мышления с самим собой ( те-
ория когеренции ), с его априорными формами (Кант). По Геге-
лю, истина есть диалектический процесс развития знания, в ко-
тором достигается соответствие понятия предмету мысли.
Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эм-
пиризма состоит в понимании истинности как соответствии мыш-
ления ощущениям субъекта или как соответствия идей стремлени-
ям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, как наи-
более простой взаимосогласованности ощущений.
Общая черта различных концепций истины в современной за-
падной философии - отрицание объективности содержания знания.
Признание объективности истины принципиально отличает марк-
систскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трак-
товок и различных форм релятивизма.
На каждом историческом этапе человечество располагает от-
носительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, со-
держащим заблуждения знанием. Признание относительности исти-
ны связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса
его познания.
Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной
истины: оно обладает объективно истинным содержанием, являет-
ся необходимым этапом развития человеческого познания, своим
- 17 -
объективным содержанием включается в последующие этапы позна-
ния.
Абсолютная истина - такое знание, которое полностью ис-
черпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем
развитии познания.
Одним из основных принципов диалектического подхода к
познанию является признание конкретности истины, что предпо-
лагает точный учет всех условий, в которых находится объект
познания, выделение главных, существенных свойств, связей,
тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует
подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с уче-
том реальных условий, конкретной обстановки.
Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и
не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в
практике.
Процесс достижения истины, в особенности в социально-гу-
манитарном познании, предполагает сопоставление и соревнова-
ние идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалисти-
ческих форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения
идеологических и научно-теоретических форм отражения социаль-
ной реальности, выяснение социально-практических и мировозз-
ренческих предпосылок теоретических построений.
12. Проблема смысла жизни человека.
От всех живых существ человек отличается более всего тем,
что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не
достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле
он - постоянно не реализуемое адекватное существо. Он не
удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, "сама
жизнь оказывается лишь средством к жизни". Такая неудовлетво-
ренность, нереализуемость содержат в себе побудительные при-
чины творческой деятельности, не заключенные непосредственных
ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача каж-
дого человека - всесторонне развивать все свои способности,
внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его
культуры.
В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, ко-
торые она реализует через общество, но в принципе таков же и
смысл жизни общества, человечества в целом, который они реа-
лизуют, однако, в исторически неоднозначных формах. Совпаде-
ние, единство личного и общественного, вернее, мера этого