Смекни!
smekni.com

Философия. Проблемно – тематический курс (стр. 7 из 11)

мы, в результате которых осуществляется их переход от низшего

к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоя-

нию. Дав определение прогресса, необходимо в первую очередь

выяснить, о чьем прогрессе - индивида, социальной группы, об-

щества или всего человечества - идет речь? Это далеко не

праздный вопрос, потому что прогресс индивида имеет свои ха-

рактеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми при-

менительно к обществу или человечеству.

Общественный прогресс - это направление развития челове-

ческого общества, рода "человек", характеризующиеся такими

необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его

жизнедеятельности, в результате которых осуществляется пере-

ход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного

к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это

развитие всего общества как целостности, движение к совер-

шенству всего человечества.

В обширной литературе, посвященной общественному прогрес-

су, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос:

каков общий социологический критерий общественного прогресса?

Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама

постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса

неправомерно, поскольку человеческое общество - сложный орга-

низм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что

и делает невозможным формулировку единого критерия.

Большинство же авторов считают возможным сформулировать


- 22 -

единый общесоциологический критерий общественного прогресса.

Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо су-

щественные расхождения.

Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим

критерием общественного прогресса является производственных

сил общества.

Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то,

что сама история человечества начинается с изготовления ору-

дий труда и существует благодаря преемственности в развитие

производственных сил.

Недостатком этого критерия является то, что оценка произ-

водственных сил в статике предполагает учет их количества,

характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним

производительности труда, способности к росту, что весьма

важно при сопоставлении различных стран и ступеней историчес-

кого развития. Например, количество производственных сил в

современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество -

ниже.

Если в качестве критерия прогресса берется развитие про-

изводственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает

сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей раз-

витости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты

их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период

должен браться для сопоставления.

Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые

возникают при использовании рассмотренного выше критерия,

считает, что все трудности будут преодолены, если взять в ка-

честве общесоциологического критерия общественного прогресса

способ производства материальных благ.

Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что

фундаментом общественного прогресса является развитие способа

производства в целом, что при учете состояния и роста произ-

водственных сил, а также характера производственных отношений

можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной

формации по отношению к другой.

Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа

производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе

прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматри-

ваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом оста-

ется не решенным главный вопрос: как определить саму прогрес-

сивность этого нового способа производства.

Третья группа авторов предлагает взять в качестве общесо-

циологического критерия и степень развития производственных

сил, и степень свобод в обществе.

Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого

взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения

человека к природе и к обществу, к естественным и обществен-

ным силам.


- 23 -

Однако "ахиллесова пята" этой позиции заключается не

только во внутренней несогласованности элементов предлагаемо-

го критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистичес-

кой формы общественного прогресса.

Четвертая группа авторов, справедливо считая, что чело-

веческое общество - это прежде всего развивающееся сообщество

людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия об-

щественного прогресса развития самого человека.

Важнейшим аргументом в пользу такого критерия обществен-

ного прогресса является то, что говорит о поступательном раз-

витие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей,

составляющих это человечество, - нелепо. Бесспорно и то, что

ход человеческой истории действительно свидетельствует о раз-

витии людей, составляющих человеческое общество, их общест-

венных и индивидуальных сил, способностей, задатков.

Отмечая несомненно достоинства такого подхода, позволяю-

щего измерять общественный прогресс поступательным развитием

самих субъектов исторического творчества - людей, нельзя не

отметить ряд сложностей, возникающих при практическом исполь-

зовании данного критерия в качестве общесоциологического.

16. Проблема личности в обществе и в истории.

Усиление внимания к проблеме личности явилось и следстви-

ем бурного развития психологической науки, в частности соци-

альной психологии, открывшей закономерности социального пове-

дения человека.

Проблема личности в марксистско-ленинской теории является

составной частью более общей проблемы. Марксизм впервые раск-

рыл социальную сущность человека, который предстал целостным

существом в единстве его темной, психической и социальной

сторон при определяющем влиянии на все стороны человеческой

жизнедеятельности его социальной сущности. Движение от харак-

теристики личности как выражение социально значимых свойств к

ее анализу как меры социальности есть движение от сущности

"первого порядка" к более глубокой и скрытой от непосредс-

твенного наблюдения сущности. Только совокупность этих трех

моментов дает достаточно точное определение "личность".

Научная теория личности позволяет объяснить не только ро-

довое понятие "человек", но и единичное - "индивидуальность"

Личность есть общее, социально-классовое в индивиде, ха-

рактеристика социально-типических черт.

Сами люди - это живые личности. Они формируются общест-

венными отношениями, присваивая их как свою социальную сущ-

ность.

17. Проблема эстетического освоения человеком мира. Что

такое искусство?


- 24 -

История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития

этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг

изучаемых ее вопросов, сам предмет и задачи. Предметом эсте-

тики на современном этапе истории является весь мир, рассмат-

риваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для

человечества.

Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности

общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки

и освоения. Это философская наука о наиболее общих признаках

эстетического освоения мира в процессе любой деятельности че-

ловека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закреп-

ляются и достигают высшего совершенства результаты освоения

мира по законам красоты.

Природа эстетического и его многообразие в действитель-

ности и в искусстве, принципы эстетического отношения челове-

ка к миру, сущность и закономерности искусства - таковы ос-

новные вопросы эстетики. Она выражает систему эстетических

взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь

облик материальной и духовной деятельности людей.

В своих выводах эстетика опирается на художественную

практику и на ее осмысление в истории, теории искусства и

критике. Для нее важны конкретно-всеобщие положения, т. е. не

пустые абстракции, а обобщения, вбирающие в себя опыт мирово-

го искусства.

В центре внимания эстетики - искусство в его эстетическом

отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие

законы художественного освоения мира в литературе, живописи,

скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии и декоративном

искусстве, исследует происходящее, природу, законы социально-

го бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание

искусства.

Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и

закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в кото-

рой есть не только эстетическое содержание, но и художествен-

ная концепция мира и личности, а также образ, наполненный оп-

ределенным идейно-эмоциональным смыслом.

Функции искусства.

1.Общественно-преобразующая функция. (искусство как дея-

тельность). Все планы искусства как деятельности в совокупнос-

ти обеспечивают общественно - преобразующее воздействие ис-

кусства на деятельность. Искусство - действие, преображения

творения в соответствие с идеалами художника.

2. Познавательно-эвристическая функция, (искусство как

знание и просвещение. Оно является средством просвещения (пе-

редача опыта, фактов), образования (передача опыта, навыков

мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей. Поз-


- 25 -

навательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она