Смекни!
smekni.com

Философия. Проблемно – тематический курс (стр. 8 из 11)

наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством

познания мира, и способом самопознания личности.

3. Функция предвосхищения ("кассандровское начало", или

искусство как предсказание).

4. Информационная и коммуникативная (искусство как сооб-

щение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и

его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории

эстетики. На коммуникативном плане основывается его современ-

ное вселиютическое рассмотрение как знаковой системы, несущей

информацию, как специфического канала служащего делу обобще-

ния индивидуального опыта отношений и индивидуализации об-

щественного опыта.

5 Воспитательная функция. ( Искусство как катарсис; фор-

мирование целостной личности).Если воспитательное воздействие

других форм общественного сознания носит частный характер:

мораль формирует нравственные нормы, политика - политические

взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека

специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и

сердце.

6. Внушающая функция (воздействие искусства на подсозна-

ние). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобраз-

ное, почти гипнотическое воздействие художественного произве-

дения на человеческую психику.

7. Эстетическая функция (искусство как формирование твор-

ческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция -

ничем не заменимая специфическая способность искусства.

- формировать эстетический вкусы, способности и потреб-

ности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире.

- пробуждать творческий дух, творческое начало личности.

8. Геданестическая функция (искусство как наслаждение).

Во-первых, это - свободное владение художником сложным и мно-

гообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная

соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с

человечеством - выявление их эстетической ценности. В -

третьих, это гармония формы и содержания. В-четверных, это

упорядоченный художественный мир, построенная реальность по

законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчест-

ву, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой ас-

пект художественного творчества.

Эстетические категории - это не только более обобщенное

понятие, охватывающее собой более широкий круг жизненных яв-

лений и их эстетических свойств, но и превращенная форма эс-

тетических противоречий, предшествующее звено между несопос-

тавимыми сторонами общечеловечески значимых противоречий.

Современная система эстетических категорий включает в се-

бя следующие основные типы:

1. Метакатегория (эстетическое).


- 26 -

2. Категория эстетической деятельности - аппарат анализа

эстетического освоения мира.

3. Категории эстетических свойств и отношения искусства к

действительности - аппарат анализа эстетического богатства

действительности и искусства.

Секрет красоты - секрет жизни. Тайна красоты тревожит че-

ловечество на протяжении веков. Множество суждений о ней было

высказано в истории.

Все многообразие теоретических концепций прекрасного мож-

но свести к пяти парадигмам.

Первая парадигма. Прекрасное есть печать или воплощение

бога в конкретных вещах и явлениях.

Вторая парадигма. Действительность эстетически нейтраль-

на, источник ее красоты в душе индивида. Красота - результат

интернационального восприятия предмета субъектом.

Третья парадигма. Прекрасное - результат соотнесения

свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его практи-

ческими потребностями, с его идеалами и представлениями о

прекрасной жизни.

Четвертая парадигма. Прекрасное - естественное свойство

явлений природы, такое же, как вес, цвет, форма, и т. п.

Пятая парадигма. Прекрасное есть объективные явления с их

естественными качествами, втянутые общественным производством

в сферу интересов человека и обретающие положительную цен-

ность для человечества как рода, очеловечивание трудом и

ставшие сферой свободы, т. е. сферой владения человеком дейс-

твительностью.

18. Проблема происхождения, сущности и функции религии.

Религию, как и любое социальное явление, нельзя объяснить

из естественной природы человека, ибо социальное никогда не

сводимо к биологическому и не может быть объяснено биологи-

ческими законами.

С возникновением условий для сознательного управления об-

щественным развитием подрываются социальные корни религии.

Для его развития необходимо строго научное объективное знание

законов развития природы и общества. Следует подчеркнуть, на-

учное понимание сущности религии требует не только признания

ее социальной природы, но и материалистического объяснения

общества.

Гносеологические корни религии - это условия, предпосыл-

ки, возможности формирования религиозных верований, возникаю-

щие в процессе психической деятельности человека.

К проблеме соотношения гносеологических и социальных кор-

ней религии следует подходить диалектически. Гносеологические

и социальные корни нельзя ни полностью изолировать друг от

друга, ни отождествлять их.


- 27 -

Человеческое сознание с самого начала есть общественный

продукт.

Психологические корни возникновения таких понятий как

"душа" , "дух", невозможно без попыток обобщить ряд явлений

психической жизни человека, выделить в них некоторые общие и

существенные черты. Говоря об отрицательных чувствах - горе,

скорбь, одиночество - нельзя подразумевать, что каждый чело-

век, испытывающий эти чувства, неизбежно станет религиозным.

Отрицательные чувства создают лишь благоприятную почву, воз-

можность человека обращаться к религии.

Говоря о признаках религиозной веры, необходимо указать,

что первыми наиболее древними формами религии являются мон-

ния, тотемизм, фетишизм. Их общий признак - вера в сверхъес-

тественное - это значит нечто не подчиняющееся законам мате-

риального мира, выпадающее из цепи причинных связей и законо-

мерностей. Религиозная вера занимает особое место в психике

личности. На этой основе формируются важные социально-психо-

логические особенности религиозной веры, отделяющие ее от ве-

ры безрелигиозной.

В религиозной вере разум человека играет всегда второсте-

пенную, подчиненную, а не главную роль. Доминирующую же роль

играют психические процессы, воображение. Глубокая и интен-

сивная религиозная вера предполагает существование в сознании

человека ярких религиозных образов и представлений способных

вызвать в себе личностное эмоциональное и заинтересованное

отношение. Волевые процессы представляют собой волевое отно-

шение субъекта к сверхъестественному.

Функции религии:

1. Мировоззренческая, - она отражает действительность как

в кривом зеркале, превратно, искаженно. Эта функция отрица-

тельно влияет на социальные ориентации и установки людей, на

их практическое поведение.

2. Репреятивная. Эта функция особенно ярко видна в исла-

ме, где шариат возник не только как свод мусульманских право-

вых норм, но и как всеобъемлющая система правил поведения,

запретов и т. д.

3. Коммуникативная. Устанавливаются самые различные связи

между единоверующими (культурные, хозяйственные), что благоп-

риятствует сплочению общин.

4. Интерпретирующая. Эта функция может проявляться как на

уровне общества в целом, так и на уровне религиозных общин и

организаций.

Социальные функции религиозных организаций хотя и связаны

с функциями религии, но не совпадают с ними. Социальную роль

религии можно определить как совокупность функций, выполняе-

мых данной религией в конкретных исторических условиях.

19. Проблема соотношения религии, культуры, науки и


- 28 -

нравственности.

Сегодня вопросы религии, ее места в современном обществе,

ее роли в нем, ее поразительной "живучести" привлекают всеоб-

щее внимание и заставляют по новому взглянуть на нашу исто-

рию. Почти семьдесят лет религиозное мировоззрение подверга-

лось в нашей стране ожесточенным актам. Но едва люди получили

свободу, как стало известно, что расстрелы, разрушения церк-

вей, преследование религии и верующих, повсеместная пропаган-

да атеизма так ничего и не дали, церковные общины стали расти

как грибы после дождя.

Культура и религия - исторически обусловленные социальные

явления, отрицающие формы существования, познания и деятель-

ности человека. Культура есть высшее проявление социального и

человеческого, а степень ее развития есть степень отделения

человека от природы. Религия есть форма общественного созна-

ния и явление культуры. Возникновение религии как явления

культуры представляет собой историческую необходимость.

Можно сказать, что религия имеет какие-то очень глубокие

корни и не является "заблуждением", с которым легко может

справиться наука.

Религия тесно связана с внелогичной формой сознания, она

участвует в образовании внелогичного знания человека. Однако,

религия вовсе не ограничивается познанием мира, спектр ее за-

дач на много шире.

Некоторые наблюдения приводят к мысли, что религиозное

чувство, подобно другим способностям, может передаваться ге-

нетически. Если религиозное чувство передается генетически,

если существует "ген религиозности", то это свидетельствует о

полезности религии.

Поведение человека в окружающем мире опирается на знания

о нем. Это знание формируется как бы в двух взаимосвязанных