Смекни!
smekni.com

Философия. Проблемно – тематический курс (стр. 9 из 11)

сферах - одной, где решающее слово имеет логика, и другой,

где господствуют чувства;сострадание,любовь к ближнему и т.п.

У гармонично развитых людей оба источника знания - и ло-

гического, и внелогического - находятся в известном равнове-

сии и определяют поведение. В современном обществе объем и

значение рационального, логического знания непрерывно растут.

Человечеству необходимо целостное мировоззрение, в фунда-

менте которого лежит как научная картина мира, так и вненауч-

ное восприятие его. Мир следует постигать и мыслью, и серд-

цем. Лишь совокупность научной и "сердечной" картины мира да-

ет достойное человека отображение мира в его сознании и может

служить надежной основой поведения.

Исходную систему элементов нравственности, которая даст

"всходы" в деловой, рабочей, общественной и семейной морали

следует закладывать с детства. Если обратиться к истории на-

шей страны, то можно убедиться, что большую роль в воспитании


- 29 -

нравственности играла в свое время Церковь, причем это воспи-

тание начиналось с детства, еще в первых классах школы. Отк-

ровенная беседа с высокоавторитетным лицом без свидетелей с

глазу на глаз, - важнейший путь к воспитанию вообще и нравс-

твенности в частности.

Многие наши идеологи утверждали, что все наладится само

собой по мере продвижения к коммунизму, тем более, что атеиз-

му "органически присуща" высокая нравственность. Все это ока-

залось пустой болтовней. Сейчас существует довольно мало

конструктивных предложений, о которых можно сказать, что с их

помощью может быть решена проблема нравственного воспитания

общества.

В воспитании нравственности общества свою роль может сыг-

рать Церковь со своими многовековыми традициями - сегодня

единственная организация, имеющая огромный опыт и безусловные

успехи в этом деле. Ее благотворительное влияние распростра-

няется не только на верующих, но и на более широкие круги на-

шего общества.

20. Проблема морали как специфического способа освоения

действительности.

Мораль - (лат. moralitas от moralis) - относящаяся к пра-

ву, характеру, складу души, привычкам; это форма общественно-

го сознания и вид общественных отношений, направленных на ут-

верждение самоценности личности, равенства всех людей в их

стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал

человечности, гуманистическую перспективу истории. Мораль ре-

гулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни

- в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных,

внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях.

Нравственность - понятие, являющееся синонимом морали.

Это сфера нравственной свободы личности, когда общественные и

общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами,

область самодеятельности и творчества человека, внутреннего

самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего

в склонность и спонтанное побуждение творить добро.

Этика - философская наука, объектом изучения которой яв-

ляется мораль. Основу предмета этика составляет учение о при-

роде морали как особого социального явления и формы общест-

венного сознания, о роли морали в жизни общества, о законах

развития нравственных представлений, отражающих материальные

условия жизни людей, о классовом характере морали. Мораль же

является таким оценочно-императивным способом освоения дейс-

твительности, которая регулирует поведение людей с точки зре-

ния противоположности добра и зла.

Наука, искусство, мораль - три способа освоения мира,

взаимно незаменимых в силу своей специфики.


- 30 -

Основные функции морали:

1. Регулятивная - она регулирует поведение людей. Осу-

ществляется не только с помощью требований морали, но и норм

права.

2. Оценочно-императивная, которая отличает нравственную

регуляцию от всякой иной внеморальной. Она представляет собой

способ освоения человеком действительности, осуществляемый с

помощью разделения окружающих социальных явлений на " добро "

и " зло ".

3.Познавательная подчинения функция регуляции поведения,точнее,

оценочно-императивная функция. Она ориентирует индивида в ми-

ре окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочте-

ние тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

4.Прогностическая - угадывает передовые тенденции истории.

5. Мотивации - это возвышенность мотивов - важный элемент

нравственного поведения личности.

6. Коммуникативная.

7. Воспитательная.

Моральное регулирование поведения, в отличии от правово-

го, не подкрепляется организационной силой общественных уч-

реждений, что оно внеинституционально. Вместе с тем мораль

внутренне взаимопересекается с правовым регулированием: прес-

тупления осуждает не только закон, но и общественное негодо-

вание.

Абсолютизм этический методологический принцип истолкова-

ния природы нравственности, в соответствии с которыми мораль-

ные понятия трактуются как извечные и неизменяемые начала, не

связанные с условиями общественной жизни людей, с их потреб-

ностями, с историческими законами развития человечества.

Релятивизм этический выражается в том, что моральным по-

нятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и

условленный характер.

Прогресс нравственный - восходящее развитие морали от ме-

нее совершенных исторических состояний к более совершенным.

Однако нравственный прогресс является ни автоматическим, ни

линейным. Он зависит не от уровня производительных сил, а от

уровня развития и свободы личности.

Моральные нормы - это элементы нравственного сознания,

складывающиеся в нем в определенную систему взаимозависимости

и соподчинения.

Совокупность норм, принципов, даже взятая в их целостнос-

ти, определяемой иерархии, дает нам статичный " срез " пост-

роения нравственного сознания.

Мотивация же - система определенным образом взаимосвязан-

ных, мировоззренчески соподчиненных мотивов, означающих пред-

почтение тех или иных ценностей, целей в моральном выборе ин-

дивида, сознательное определение им линии своего поведения.

Моральная оценка позволяет определять целостное значение пос-


- 31 -

тупка, поведение личности, их соответствие определенным нор-

мам, принципам, идеалом. Она содержит осуждение или одобре-

ние, выражает чувства признательности, восхищения или непри-

язни, негодования.

Самооценка - это самостоятельное, " на свой страх и риск"

определение ценности своего поведения, своих мотивов и пос-

тупков. Она тесно связана с чувством совести и долга, и выс-

тупает как важный инструмент самоконтроля.

Долг - ода из основных категорий этики; превращение тре-

бования нравственности, в равной мере относящегося ко всем

людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулиро-

ванную применительно к его положению и ситуации, в которой он

находится в данный момент. Долг - это отношение личности к

обществу. Категория долга тесно связана с другими понятиями,

характеризующими моральную деятельность личности, такими как

ответственность, самосознание, совесть, мотив.

Совесть - выражающая нерасторжимую связь морали и челове-

ческой личности, характеризующая способность личности осу-

ществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулиро-

вать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их

выполнение и производить самооценку совершаемых поступков,

одно из выражений нравственного самосознания личности.

21. Проблема морального выбора личности.

"Направо пойдешь - голову потеряешь, налево - счастливым

будешь" - читает витязь на камне у пересечения трех дорог и

принимает решение. Это одна из древнейших моделей морального

выбора. Любого человека на дороге жизни ждет множество перек-

рестков, требующих нравственного самоопределения.

Необходимость выбора, бремя и счастье выбора - неотъемле-

мое свойство нравственной деятельности.

Моральный выбор - определенный вид целесообразной дея-

тельности человека. Выбор любого действия - операции возможен

в том случае, если существуют несколько вариантов последнего.

Субъектом морального выбора может быть:

- индивид, выбирающий определенный поступок, коллектив

людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов;

- класс, стремящийся изменить или сохранить социально-по-

литическую систему;

- общество в целом, решающее вопрос о перспективах своего

развития.

При этом индивидуальный моральный выбор воплощает в

себе существенные черты выбора группы, класса и всего общест-

ва.

Диапазон объективных возможностей поступка и субъективной

способности личности выбирать - необходимое условие свободы

морального выбора. Если нет возможности сравнить и предпо-


- 32 -

честь варианты поведения, сознательно определить позицию и

воплотить ее в действие, субъект лишен такой свободы.

Социальная обусловленность морального выбора выражается

прежде всего в характере объективных возможностей поступать

так или иначе, ибо человек может выбирать " всегда только

между определенными вещами, входящими в круг его жизни".

Историческое развитие общества определяет расширение диа-

пазона морального выбора. Социальная детерминированность

нравственной деятельности выражается в обусловленности нап-

равленности, возможностей и средств выбора.

Свобода морального выбора личности характеризуется "поз-