МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ФИЛОСОФИЯ
ПРОБЛЕМНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Выполнил:
студент II курса
юридического факультета
Яворский
Дмитрий
Викторович
МОСКВА 1995 г.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
1. Проблема научности философского знания.(стр. 1)
2. Проблема соотношения философии и частных (конкретных)
наук. (стр. 2)
3. Проблема многообразия философского видения мира. Мате-
риализм или идеализм? (стр. 3)
4. Проблема пространства и времени. (стр. 4)
5. Проблема происхождения жизни на Земле. (стр. 7)
6. Проблема происхождения и сущности сознания. (стр. 9)
7. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизи-
ка? (стр. 10)
8. Проблема сущности научного познания. Что значит знать?
(стр. 11)
9. Проблема источников знания и способов познания. Разум
или чувства? (стр. 13)
10. Проблема познаваемости мира. (стр. 15)
11. Проблема истины в философии и науке. Что есть истина?
(стр. 15)
12. Проблема смысла жизни человека. (стр. 17)
13. Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и
его сущности. (стр. 18)
14. Проблема личности в истории философии. (стр. 20)
15. Проблема общественного прогресса и его критериев.
(стр. 21)
16. Проблема роли личности и в истории. (стр. 23)
17. Проблема эстетического освоения человеком мира. Что
такое искусство? (стр. 23)
18. Проблема происхождения, сущности и функций религии.
(стр. 26)
19. Проблема соотношения религии, культуры, науки и нравс-
твенности. (стр. 27)
20. Проблема морали как специфического способа освоения
действительности. (стр. 29)
21. Проблема морального выбора личности. (стр. 31)
22. Проблема соотношения цели и средств в деятельности
личности. (стр. 33)
23. Проблема добра и зла. (стр. 35)
24. Проблема многообразия и специфики способов освоения
мира. (стр. 35)
25. Глобальные проблемы современности. (стр. 36)
Литература (стр. 38)
- 1 -
1. Проблема научности философского знания.
Философия, если восстановить исходную этимологию этого
слова, есть "любовь к софии", что часто и весьма приблизи-
тельно переводится как "любовь к мудрости". В действительнос-
ти древнегреческое понятие "софия" значительно более емкое и
сложное, чем просто "мудрость".Если бы в представлении Плато-
на, закрепившего в европейской терминологии слово "филосо-
фия", философ был просто мудрецом или любящим мудроствовать,
он не стал бы вводить именно это слово "философ", говорящее о
любви к софии, а остановился бы просто на слове мудрец. Дело
в том, что Платон под софией имел в виду не благоприобретен-
ное, субъективное свойство человеческого ума, а некое "вели-
кое и приличествующее лишь божеству" объективное качество ра-
зумно устроенного и гармоничного мира.
Философия в своем зарождении мыслилась не как простое
создание истин, а как стремление к истине, как такой идеаль-
ный настрой души и ума человека, который способен привести к
гармоничному равновесию как внутреннюю психическую жизнь че-
ловека, так и его сложные взаимоотношения с миром.
Философия когда-то могла иметь и имела статус особой нау-
ки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда
она была, по существу, тождественна всей культуре того време-
ни. Но к XX веку, веку не бывалой ранее дифференциации знания,
когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науки - к логике
ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не оста-
лось "своей земли". Она потеряла свою былую магическую силу.
Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой проти-
вопоставляется другая крайность, т. е. позиция согласно кото-
рой философия не только не "окончилась", но, наоборот, почти
также, как в античности, приобрела синтетическую функцию.
Философия впервые в истории осознала свое истинное место
царицы наук, заменив столь долго царствующую религию. Впервые
она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала
влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем.
И впервые же философия получила право на оценку и даже
решение конфликтных проблем не только общественно-политичес-
кой, но и экономической и даже научно-академической жизни.
Если мы не будем открыто признавать эту руководящую роль фи-
лософского мышления, если мы согласимся,что некогда царствен-
ное здание философского здания по кирпичику распалось в поль-
зу частных наук, то мы тем самым лишимся единства нашего ду-
ховного мира, которое одно только способно поддерживать нас в
наших практических действиях. Между тем вопрос о соотношении
философии и науки не может быть решен однозначно. Дело в том,
что в современном общественном сознании между философией и
наукой установились сложные взаимоотношения, при которых, с
одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с
- 2 -
другой - не ставится и непроходимой преграды.
Философия выполняет ряд познавательных функций, родствен-
ных функциям науки. Наряду с такими важнейшими функциями, как
обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие
наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основ-
ных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского
разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции
прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях
развития, а также первичных гипотез о природе конкретных яв-
лений, еще не проработанных специально-научными методами.
2. Проблема соотношения философии и частных (конкретных)
наук.
ПОЗИТИВИЗМ - философское направление, основанное на прин-
ципе, что все подлинное " положительное "( позитивное ) зна-
ние может быть получено лишь как результат отдельных специ-
альных наук и их синтетического объединения и что философия,
как особая наука, претендующая на самостоятельное исследова-
ние реальности, не имеет права на существование.
Представителями первой " классической " формы позитивизма
ХIХ века были Кант, Э.Литтре, Г.Н.Вырубов, П.Ларрит, И.Тэн,
Ж.Э.Ренан,Дм.С.Милль, Г.Спенсер. Развитие Позитивизма шло по
линии все более четкого выявления его феноменалистических,
субъективно-идеалистических тенденций.
В конце XIX века позитивизм переживает кризис, вызванный
бурным развитием естественных наук. В начале ХХ века преобра-
зованный позитивизм вступает в новый, второй этап своей эво-
люции - махизм, который носит явно выраженный субъективно -
идеалистический характер.
Натурфилософия - философия природы, умозрительное истол-
кование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы
между естествознанием и натурфилософией, ее место в философии
исторически менялись. Фактически натурфилософия явилась пер-
вой исторической формой философии.
Рост интереса к природе в философии Возрождения нашел вы-
ражение в расцвете натурфилософии, связанном с именами
Дж.Бруно, Б.Телезио, Дж.Кампанеллы, Дж.Кардано и др. В этот
период широко использовался принцип тождества микро- и макро-
космоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы
и ряд глубоких диалектических положений.
Попытки возрождения натурфилософии были предприняты в
конце ХIХ века - начале ХХ века В.Оствальдом, Х.Дришем, пы-
тавшимися преодолеть с помощью натурфилософии кризис новейше-
го естествознания.
ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее общих закономерных связях
и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом
учении метод мышления.
- 3 -
Диалектика есть философская теория, метод и методология
научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы
диалектики составляют существенное содержание мировоззрения.
Таким образом, выполняет теоретические, мировоззренческие и
методологические функции. Основные принципы диалектики, сос-
тавляющие ее стержень - всеобщая связь, становление и разви-
тие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложив-
шейся системы категорий и законов.
3. Проблема многообразия философского видения мира. Мате-
риализм или идеализм?
"Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей,
философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Уже с
того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имели ни-
какого понятия о строении своего тела и не умели объяснить
сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и
ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой ду-
ши, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, - уже
с того времени они должны были задумываться об отношении этой
души к внешнему миру".
Философия существует более двух с половиной тысяч лет, и
в течение долгого времени этот вопрос ни прямо, ни косвенно,
как правило, не ставился философами. Для осознания мировозз-
ренческой значимости полярности " материальное - духовное "
потребовались века философского развития.
Она отчетливо выявилась и заняла принципиальное место в
период активного формирования собственно философской мысли
( XVII - XVIII века ), ее активного отмежевания от религии, с
одной стороны, и от конкретных наук - с другой. Но и после
этого философы далеко не всегда формулируют соотношение бытия
и сознания в качестве основополагающего. На первый план в
различных учениях выносились проблемы путей достижения истин-
ного знания, природы нравственного долга, свободы, человечес-
кого счастья, практики и др.
Вопрос об отношении сознания и бытия не находится в одном
ряду с многочисленными конкретными философскими вопросами, а
носит иной характер. Это не столько вопрос, сколько смысловая
направленность, ориентация философской мысли.