Смекни!
smekni.com

Шпаргалки по философии (стр. 2 из 5)

Пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой.

То, что совершается в пространстве, одновременно соверщается и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, открытая в середине 20 века Альбертом Эйнштейном:

Исключила из науки понятия абсолютного пространства и времени.

Показало зависимость пространственного временных св-в от хар-ра движения и взаимодействия системы.

Пространство и время не существует без материи.

Св-во пространства:

протяженность

трех - мерность

непрерывность

однородность

изотропность

Сво-во время:

Непрерывность

Равномерность

Одномерность

Необратимость

7. Проблема развития в философии(метафизика, диалектика, синергетика)

Развитие – это особый тип движения, который характеризуется необратимостью, направленностью изменений и возникновением качественно нового состояния.

1. Метафизика

А) Учение о сверхчувственных началах бытия и познания

Б) Синоним философии

В) Антидиалетика

Метафизический метод предполагает разложение природы на несколько частей и изучение частей в отдельности не учитывая изменения и развития.

2. Диалектика

А) Учение о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания.

Б) Философский метод

Исторические формы диалектики:

1) Античная (стихийная) диалектика

Диалектика у Сократа, вести спор. Гераклит, диалектика – учение о связи и развития. Источник развития – борьба.

2) Немецкая классическая (идеалистическая) диалектика. Фихте, Шелен, Гегель.

Структура диалектики:

Категории – предельно общий характер

Законы – наиболее устойчивые и повторяющие связи.

Законы: 1. Единство и борьба противоположностей

отрицание отрицания

Закон перехода количественных изменений в качественные

3) Марксистская или материалестическая

В основе лежит материальный фактор. Развитие производительных сил.

3. Синергетика (1973) – это междисциплинарное направление исследований, концепции самоорганизации. Нелинейная диалектика.

Система – это совокупность элементов, которая находится в определенном отношение и связях между собой.

Открытие системы означает наличие в ней входов или источников и выходов, обмена веществом или информации с окруж.средой.

Становление системы происходит через точку бифуркации (разветвления, развилки).

Аттрактор – это будущее устойчивое состояние системы, к которым она направляется.

В природных системах выбор осуществляется стихийно, а в обществ он зависит от субъективного фактора.

Важную роль в открытых нелинейных системах играет случайность.

8.Основные исторические концепции сознания.

Сознание–особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями.

В античной философии понятие сознания еще не было. Было слово душа. В античности появилось две трактовки сознания. Одно из них линия Демокрита (Все состоит из атомов => душа тоже состоит из атомов => она материальна => она смертна); и линия Платона (Душа посредница м/у идеями и вещами, т.к. она посредница => она бессмертна, пока в теле -> она в мире вещей, как только покидает тело -> она в мире идей).

Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание- не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной–нет, там нет времени. Мы мыслим. Т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией.

Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика.

XX век. Сознание индивида–функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано.

Маркс показал половину правды. Фрейд–определял сознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трех частей: «Я»–эго, суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими потребностями человека.

Маркс: «Человек должен осознать себя представителем того или иного класса».

Фрейд: «Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным(психоанализ)».

Вывод:

Философы не изобрели того или иного понимания сознания, они воспроизводили реальную для них историческую ситуацию, в рамках которой пытались определить сознание.

Сущность(структура) сознания во все времена философами связывалась со спецификой мировоззрения(неосознанной).

9. Основные модели структуры сознания. Классическая и холотропная модели сознания.

10. Версии происхождения сознания и их критика.

1. Теологическая или креационная.

2. Космическая. Сознание явл. космическим образованием и принесено на землю с других планет.

3. Эволюционная. Сознание явл. эволюцией форм жизни на земле.

11. Сознание как отражение. Связь сознания с мозгом и речью.

Отражение–основная функция материи(след, информация, материя). Каждая вещь- эхо и зеркало Вселенной(дерево отражает природные процессы). Уровни отражения:

Отражение неорганической природы–механическое, физическое, химическое(потенциальная информация).

Отражение в живой природе–раздражимость, чувствительность(активно используется информация)

Социально–психическая форма отражения–антропогенный уровень(целенаправленно используется информация)

В чем отличие психической деятельности животных от деятельности людей?

Животные. Заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения, свобода деятельности животного ограничена.

Человек. Сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются генетическим путем.

Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово–сигнал сигнала. Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется. Однако, существует мышление вне языка.

12. Предмет теории познания. Проблема познаваемости мира. Соотношение знания и веры.

Теория познания(гносеология).

Эпистемология – теория научного познания в англоязычных традициях.

Предметом изучение познания явл.:

изучение природы знания

возможности и границы познания

формы и уровни познания

смысл практического применения знания

проблема истины

Знание - любая познавательно - значимая информация.

Познание - процесс получения информирования знания.

Понимание связано с постижением смысла через другое знание.

Интерпретация – это самостоятельное постижение смысла через текст.

Понятия субъекта и объекта.

Субъект – это активное начало в познавательном процессе (личность, группы людей).

Объект – это часть реальности оказавшаяся в фокусе внимания субъекта.

Проблема познаваемости мира

В философии сложились несколько концепций:

1) Гносеология оптимизм. Решает проблему познания мира позитивно.

Нет в мире объекта, который был бы неподвластен человеческому познанию(начало–Новое Время). В н.в. он терпит удар со стороны теоретической физики, астрофизики, неформальной логики и т.д.

Познание всегда включено в общий контекст жизнедеятельности человека. Изолированное познание–абстрактное понятие.

(Марксистская традиция, Бэкон, Декарт, Гегель, Лейбниц)

2) Гносеологический пессимизм. Он включает в себя Скепсис и Агностицизм.

2.1) Скепсис - сомнения–необходимый элемент познавательной деятельности. В Древней Греции–Пиррон, Корниад–впервые высказали сомнения о том, что человек может получить объективные знания. Скептицизм не отрицает возможности познания, он сомневается в качестве конечного продукта познания(в темноте не разобрать какие камни мы взяли–простое стекло или драгоценности).

(Эмпирик, Монтень, Паскаль)

2.2) Агностицизм: 1) Философское направление, которое считает, что объективный мир не познаваем. Представители: Юм и Кант.

2) Термин введен в 1859г. для обозначения неверия ученого в существования тех сущностей, которые нам в опыте не даны.

Соотношение

В средневековой философии вопрос соотношения веры и знания являлся основной гносеологической проблемой. Христианство исходило и исходит из того, что вся истина дана Богом в Священном писании. Однако, Писание требует правильного прочтения. Использование знания для дела веры было необходимо и для обращения в христианство людей неверующих. Для них была необходима аргументация. Причем аргументация, опирающаяся на разум, на его рациональные принципы. Именно такие принципы и были найдены в платоновской и аристотелевской философии.

13. Основные уровни познавательного процесса и их соотношение.

Структурные компоненты познавательного процесса.

1. Чувственное познание. Реализуется с помощью основных трех форм чувственного отражения: