А) Ощущение
Б) Восприятие – отражение предметов
В) Представление – обобщенный чувственно наглядный образ предмета, которые когда-либо воздействовал на органы чувств человека, и затем восстановлен по памяти.
2. Рациональное познание. Мышление осуществляется в 3-ч логических формах:
А) Понятие - элементарная форма мысли в которой фиксируется общий и существенные признаки предмета.
Б) Суждение – выражение связи м/у предметами и явлениями действительности. Форма мысли в которой с помощью связи понятий, что-либо утверждается, что-либо отрицается.
В) умозаключение – рассуждение на основе понятий и суждений, в ходе которой выводится новое суждение.
3. Иррациональное познание
Интуиция – это прямое постижение истины без предварительного логического док-ва, когда промежуточное звенья в аргументации отсутствует.
Св-ва: внезапность и непосредственность.
Уровни научного познания:
Эмпирический уровень. Объект исследуется со стороны доступной наблюдателю и эксперименту. Эмпирическое познание включает в себя как чувственное, так и познавательное. Но обработка эмпирического материала ведется мышлением. Содержанием явл. научные факты и эмпирические законы.
Теоретический уровень. Теория – это мысленная конструкция объекта эмпирического. Это абстракция, логическая модель объекта. Содержанием явл. научные категории, законы, понятия.
Проблема гносеологического фундаментализма.
Фундамент – основа истинности знаний.
Сенсуализм – направление теории познания, которая абсолютизирует роль чувств. Представители: Локк, Фейербах, Гоббс.
Эмпиризм – абсолютизация опыта, познания. Представители: Бэкон.
Рационализм – абсолютизация роли разума в познание. Представители: Декарт, Лейбниц.
14. Основные концепции, свойства и критерии истины.
Аристотель–автор классической концепции истины: Сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина - как отношение, а не как самостоятельная сущность.
Истинна (классическое определение), корреспондентская истинна (теория соответствия) – это соответствие знаний действительности.
Истина (не классическое определение):
А) Прагматическая концепция истины(прагма–действие)–знание, с помощью которого можно добиться поставленных результатов. (Пирс, Джеймс)
Б) Конвенции(Рассел): «Истинно то, что принято считать истиной»(договорная).
В) Когерентная истинна. Истинна – это взаимное соответствие высказываниям. Согласованность теории с более общей системой знания.
Классически истина может быть только одна. Истина–понятие однозначное. Истина объективно может быть разнообразна.
Истина- не результат , а Истина–процесс.
Проблема критерия истины–до конца не разрешена. Критерии истины делятся на внешние и внутренние.
Внешние. Истинность знания, теории. Проверять теорию на истинность необходимо за пределами этой теории–на практике. Но практика–не достаточный критерий истинности. Некоторые теории практически проверить просто нельзя(измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянно меняется. Что было прежде истинно, теперь ложно. Если внешних критериев недостаточно, то мы говорим о вторичных–внутренних критериях.
Внутренние. 1. Критерий логики: по свойству непротиворечивости( изучив логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не имея знаний в данной области). 2. Эстетический критерий. 3.Экономности мыслей. 4. Симметричности. 5. Научной рациональности.
15. Образы науки (классический, неклассический, постнеклассический)
Образы науки – это то представление, которое складывается в определенную эпоху.
1. Классический образ (17-19вв.)
Квантовая механика
А) Наука познает сущность явлений и имеет дело со всеобщим и необходимым.
Б) Жесткий субъект – объектная демокрация.
В) из научного описания исключается субъект и поисковый фон (те средства, которые сопутствуют познавательной деятельности)
Г) Идеалом построения знания – математика.
Д) Абсолютизация научного метода
Е) Характерен лапласовский детерминизм. Предлагалось создание конечных исследований.
2. Неклассический образ (квантовая механика, теория относительности) первая половина 20в.
А) Целью науки явл. не открытие абсолютной истинности, а координирование многообразного опыта.
Б) Невозможно провести четкую границу м/у субъектом и объектом.
В) Индотерменистская или вероятностное описание мира.
Г) Научные законы имеют статическую основу.
3. Постнеклассический образ характерен для современного состоянии науки. Сформулирован синергетикой. Синергетика – теория, изучающая сложные нелинейные динамические системы.
А) Преодолевается противоположность субъекта и объекта.
Б) Гуманистические ориентиры (экологическая, нравственная экспертиза)
В) Форма общественной деятельности – междисциплинарная (сближение естественных, технологических и социальных наук)
Г) Возрастание роли информационной технологии
Д) Характерен методологический плюрализм
Е) Комплексный критерий истинной. Ядро современной науки явл. принципы нелинейности и нестабильности.
16. Соотношение науки и вненаучных форм познания.
Ненаучное знание распадается на ряд разновидностей:
ненаучное знание - обыденное знание, та среда в которую мы попадаем.
донаучное знание – прототип или предпосылочная база научного знания
паранаучное знание – («пара» - около) занимается поиском тайных сил и отношений, которые скрываются за обыденными природными процессами.
Псевдонаука (лженаука). Признаки: а)нетерпимость к опровергающим доводам. б) сознательная эксплуатация предрассудков, домыслов, надежд на чудо.
Девиантская наука – это наука, которая разрабатывает концепции, несовместимые, или не полностью совместимые с господствующей парадигмой и стандартами научно исследовательских программ.
17. Понятие научного метода. Типология методов.
По своей природе философские определения являются определениями с размытыми краями. То что понятно–наука, а то что непонятно–философия.
У философии 2 основные функции: мировоззренческая и методологическая
Сейчас больший удельный вес в нашей философии уделяется методологии. Методология- наука, которая изучает методы.
Метод- это определенным образом упорядоченная деятельность. Метод–это алгоритм.
Философский метод отличается неоднозначной заданностью. В философском методе обязательно есть определенная совокупность операций, а в некоторых случаях и определенная последовательность. Методология важна в том плане, что она позволяет посмотреть на знание как на процесс. Лейбниц: «Важнее знания об открытии может быть знание о том, как это открытие было сделано.»
Метод=знание, теория= знание, метод¹теория
Теория- это движение мысли по структуре объекта. Метод- это движение мысли по структуре теории. Декарт:«Метод-это дорожка, которую проходят дважды». Решаем 1 задачу. Поставив вторую задачу, обращаемся к решению 1-ой задачи, после ее решения говорим, что владеем методом решения данных задач.
Существует 2 вида методов:
1.Общенаучные или философские методы
2.Методы конкретных наук.
Представления каждой науки требуют, чтобы у каждой науки была методология, но это методика, так как методология не умещается в рамках одной науки.
Каждая наука пользуется своим набором методов. Методы конкретных наук–это методы решения задач в конкретных дисциплинах.
Философский метод- это метод пригодный, необходимый в различных областях науки.
Гегель разработал законы диалектики, эти законы имеют высокую ценность в методологическом плане. Это связано с теми проблемами, которые в конце18 начале 19 веков волновали математиков: проблема бесконечно малых величин, которые могли существовать в процессе своего уничтожения.
Диалектика- наука об уничтожении вещей(пример, как метод конкретной науки мог быть применим в методологическом плане).
Уровни методологии:
Всеобщие методы.
Общие логические методы (абстрогирование, дедукция, индукция, анализ, синтоз, аналогия)
Общие научные методы
Конкретные научные методы
Методики (способы реализации метода)
18. Структура общественных отношений.
Макс Вебер назвал соц.институты – фабриками по производству соц.связей.
Соц.институты - это установления, которое имеет: 1) рационализируемую цель, 2) организационную структуру, 3) нормативное сопровождение.
Специфика об-венных отношений в отличии от межличностных в том, что они всегда институциализированные, т.е. исторически сложились, надындивидуальны, без альтернативна направляют взаимодействие людей.
О. о. - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их
совместной практической и духовной деятельности, делятся на материальные и
идеологические. Производство материальных благ составляет основу
существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех О. о.
важнейшими являются производственные, которые определяют характер всех
остальных - политических, правовых, нравственных, религиозных и т.д.
Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства,
образуют сложную структурно - функциональную и иерархически - соподчиненную
систему; эта система и образует собою то, что называют производственными
отношениями. Она охватывает и отношения к средствам производства, то есть
форму собственности, и связи между людьми в процессе обмена, распределения
и потребления создаваемых благ, и отношения людей, обусловленные их
производственной специализацией, и отношения сотрудничества и соподчинения
- управленческие отношения. Охарактеризовав в целом систему
производственных отношений, выделим основные ее элементы. Главным из них