Смекни!
smekni.com

Шпаргалки по философии (стр. 4 из 5)

являются экономические отношения, основу которых составляют отношения к

средствам производства.

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно

возникают политические отношения, складываются и функционируют политические

организации, формируются политические идеи и теории. Политика есть особого

рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в

различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной

общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего

развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и

общества в целом. В политике находят свое наиболее полное выражение

коренные экономические интересы господствующего класса, которые сознательно

защищаются всей системой политической организации общества. В этом смысле

политика есть, по выражению Ленина, концентрированное выражение экономики.

В системе политической организации общества особо важное место принадлежит

государству, в котором концентрируются все интересы всех общественных сил.

Государство - это организация политической власти экономически

господствующего класса. Существенный признак государства - его неразрывная

связь с правом. Право - это форма регулирования поведения людей,

совокупность норм поведения, которые устанавливаются и санкционируются

государством с целью сохранения существующих в данном обществе

экономических, социальных, политических и иных порядков, это воля

господствующего класса, возведенная в закон.

19. Проблематика социальной философии. Понятия и признаки общества.

В социальной философии формируются основные теоретические позиции и установки на которые опираются все подходы в познании общества.

Задача: это рефлексия над теоретическими концептуальными построениями в обществе.

Проблемное поле соц.философии не имеет определенных границ. Можно выделить несколько проблем:

Общие принципы соц.философского подхода к обществу.

Происхождение общества.

Устройства общества.

Отличия человеческого общества от животного.

Соотношение общества и личности.

Теоретическое осмысление исторического общества.

Парадокс соц.познания: исследователь, работающий с соц.явлениями, сам явл. частью реальности, которую он изучает и следовательно соц.познания становится элементом соц.реальности, усложняя ее.

Философское понятие общества:

Об-во – это совокупность общественных отношений.

Об-ва - это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности и людей.

Признаки об-ва:

Наличие территории.

Обеспечение стабильности, целостности, устойчивости.

Разделение труда(естественная разделения труда и общественная)

Наличие нормативных систем(правовые и моральные нормы)

Автономность и высокой уровень саморегуляции в обществе

Наличие структур управления

Объединение систем ценностей

Браки заключаются м/у представителями данного общества

20. Исторические концепции происхождения общества.

Философский смысл общества – это совокупность общественных отношений.

1. В Античность Демокрит считал, что общество – простое продолжение природы.

Платон видел образование общества в разделение труда, которое является следствием многообразия потребностей людей и ограничивает возможности каждого в отдельности.

Аристотель: «Вне общества может быть либо Бог, либо идиот » отсюда можно сделать вывод что государство – следствие естественной потребности в общении.

2. Средневековье. В это время существования общества выводилось из божественной воли.

3. Новое время. Теория общего договора (Гиббос). Т.к. все люди равны, => все претендуют на лучшее. «Все против всех». Люди могут отдать часть своих прав государству. Придерживается и Жан Жак Руссо: Изначальна форма общества естественное состояние и гармония с природой. Необходимость в общественном договоре возникает с появлением частной собственности.

4. Немецкая классическая философия

Гегель: Рассматривает концепт гражданского общества и правового государства (личная свобода соразмерна с нравственной и юридической ответственностью)

Маркс и Энгельс создали материальную теорию общества. К. Маркс знаменит теорией общественно-экономических формаций. Формационный подход. Выделяет 5 формаций:

1) первобытно-общинная

2) рабовладельческая

3) феодальная

4)капиталистическая

5) социалистическая

Фактор перехода – развитие производительных сил.

Фрейд: Психоаналитическая дообщ-е структура общества – родовая орда. Человек – доистор. Существо. Враг культуры и общества.

21. Основные подходы и детерминанты развития общества.

Формационный подход к развитию общества.

Формационный метод был разработан марксистами, он составляет основу материалистического понимания общества.

Формация - определенный тип общества, цельная соц. система, развивающаяся и функционирующая на основе господствующего способа производства по своим законам.

Основными категориями формационного подхода является способ производства, класс, общество. Общество развивается от низших формаций к высшим. Формации отличаются друг от друга способом производства, который в свою очередь изменяется благодаря производительным силам, те в свою очередь изменяются с помощью орудий труда.

22. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество как основные цивилизационные модели.

Традиционное общество — это понятие, обозначающее совокупность обществ, общественных укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких обществ — сельское хозяйство. Традиционные общества часто называют «ранними цивилизациями», противопоставляя их современному индустриальному обществу.

Индустриальное общество — это общество, для которого характерны развитая и сложная система разделения труда при высокой степени его специализации, массовое производство товаров, автоматизация производства и управления, широкое внедрение новшеств в производство и жизнь людей. Таким образом, определяющий фактор развития индустриального общества — промышленность.

Индустриальное общество предполагает возникновение целостной нации-государства, организованного на основе общего языка и культуры, сокращение доли населения, занятого в сельском хозяйстве, урбанизацию, рост грамотности, расширение избирательных прав населения, применение достижений науки во всех сферах общественной жизни.

Символ постиндустриального общества - компьютер.

В постиндустриальную эпоху знание выступает источником богатства и власти, поэтому решающим средством управления выступают уже не машинные, а интеллектуальные технологии. В ХХI веке определяющее значение будет иметь становление системы коммуникаций. Для понимания "телекоммуникационной революции" важны три аспекта:

1) переход от индустриального к "сервисному" обществу (Фурастье: развитие "цивилизации услуг");

2) первостепенное значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических нововведений;

3) превращение новой интелектуальной технологии в инструмент системного анализа и теории принятия решений.

"Информационное общество" в силу нарастающих культурных протитворечий может оказаться перед опасностью еще более глубокого разрыва между культурной и социальной жизнью. Для искоренения экономической нестабильности - рыночная система.

23. Основные трактовки человека в истории философии. Проблема антропогенеза.

Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире. Человек-субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется. В античной философии - образ космоцентричного человека отрыл для европейцев душу, но это понимание человеческой души отличалось от восточного понимания. Душой обладают животные, растения, душа пронизывает тело, поэтому в понимании древних греков человек мыслит всем телом-"в здоровом теле-здоровый дух"; поэтому древние греки большое значение уделяли тренировке тела.

В дальнейшем понимание души менялось. Платон определял человека, как воплощение бессмертной души. Аристотель: человек-политическое животное (социальная компонента человека). В средневековой философии: образ человека-теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир-момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: человек-актер божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека-А. Августин. Фома Аквинский: в человеке нет субстанционной основы, кроме разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и открываются в откровениях.

Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек-венец природы, создан по образу и подобию Божию. Макиавелли: желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от рождения одинаковы.

Изменяется отношение к душе и в эпоху нового времени-механистический подход к душе человека. Человек-это машина, которая будучи приведена в движение чувственными ощущениями должна совершить то, что она совершает. Гольбах: все несчастья человека от незнания законов природы, всё, что в природе происходит за счет сил инерции движения и отталкивания в душе приобретает косность, любовное влечение и т.д. антропоцентричный образ человека, Бог смещается на границу сознания. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Философия должна определить сущность человека. Первоначально, человек-предмет сам по себе, предмет на который направлена сила из вне. В Новое время выдвигались мысли о том, что человеком человек становится.