Широко используются возможности профессионального обучения безработных граждан. Оно осуществляется по 100 и более специальностям, направлениям и курсам и охватывает ежегодно свыше 10 тысяч человек.
Кроме выплат пособий по безработице, среди социальных гарантий и компенсаций широко практикуется досрочный выход на пенсию (до 5 тысяч безработных), материальная помощь особо нуждающимся безработным, включая оплату медицинских и образовательных услуг, общественного транспорта. Проводятся также благотворительные и гуманитарные акции.
Сейчас десять окружных управлений и входящие в их состав 34 отделения, включая три модельных центра занятости, позволяют максимально приблизить население к широкому спектру услуг, предоставляемых комитетом. А постоянное развитие и совершенствование компьютеризации службы занятости, включая перевод на новое программное обеспечение АИС "Биржа труда", установка видеотерминалов и информаторов ускоряют обслуживание и повышают его качество.
Новым этапом становления Московской службы занятости стало создание и развитие специализированных центров занятости, образовательных учреждений и консультативно-методических организаций по направлениям деятельности. Среди них - центр труда и занятости молодежи "Перспектива", реализующий программу "Молодежная практика", центр занятости военнослужащих запаса "Кутузовский", который совместно с горвоенкоматом и учебными заведениями много делает для трудоустройства и обучения своих посетителей. Организация общественных работ возложена на унитарное предприятие "Мосгортруд". Комитетом учреждены два центра по поддержке предпринимательства и самозанятости - Центр делового партнерства и Женский деловой центр. Консультативную, правовую и методическую помощь населению призваны оказывать правовой центр "Защита" и Центр профориентации и психологической поддержки, а также Центр условий и охраны труда.
Вместе со своим базовым учебным заведением - Московским учебным центром профподготовки, переподготовки и повышения квалификации - комитет активно сотрудничает и поддерживает целую сеть образовательных организаций, специализирующихся на обучении отдельных категорий граждан. В частности, женщины из числа безработных обучаются в Академии управления и женского предпринимательства, бывшие военнослужащие - в Академии оборонных отраслей и Институте конверсии военных кадров, работники сферы обслуживания - в Школе парикмахерских и косметических услуг, Центре офисных технологий.
Такое сочетание разветвленной сети территориальных подразделений комитета с функциональными организациями дает возможность широкого предоставления населению и работодателям самых разнообразных услуг, проведения целенаправленных мероприятий на рынке труда Москвы.
2.2. Мониторинг временной занятости среди студентов
Исследуем мониторинг занятости на примере студентов по основным мегаполисам.
Общероссийский мониторинг «Временная занятость учащихся учреждений высшего профессионального образования» проведен в 2005 году Институтом системного анализа социальных проблем мегаполисов и Российским центром содействия молодежному предпринимательству. Исследование шло в рамках подпрограммы «Поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи» федеральной целевой программы «Молодежь России (2001‑2005 годы)». Исследователи устанавливали долю российских студентов, подрабатывающих в период учебы, спектр мотиваций к поиску заработка. Выявляли показатели, позволяющие судить об уровне связи подработки с получаемой специальностью. Важно было определить спектр рабочих мест, занимаемых студентами в период учебы, а также спектр требований молодых людей к временному рабочему месту. Также ученые находили факторы, влияющие на усиление связи между получаемой специальностью и временным рабочим местом. Опрос проводили в 23 субъектах Российской Федерации по репрезентативной выборке. В ней присутствовали молодые люди, обучающиеся в авторитетных российских центрах образования и науки (Москва и Санкт-Петербург, далее — столицы); в крупных городах (Екатеринбург, Челябинск, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Ростов, Самара и Саратов, далее — мегаполисы); а также в относительно небольших (средних) городах (Благовещенск, Брянск, Владимир, Липецк, Калуга, Кемерово, Курган, Йошкар-Ола, Новгород, Псков, Пятигорск, Ставрополь, Сыктывкар, Томск, Ярославль, далее — города). При проведении мониторинга опрашивали случайно выбранных студентов, как подрабатывающих во время учебы, так и не подрабатывающих.
Интересно, что в целом по выборке до поступления в вузы трудились примерно четверть опрошенных. Причем исследователи делают вывод, что определенная часть студентов подрабатывала уже во время обучения в школе (вероятно, в основном во время каникул). То есть школьные заработки перестали быть чем‑то экзотическим, и распространенность подработки в школьные годы позволяет выдвинуть следующую гипотезу: все больше родителей относятся к подобному явлению как к важному элементу трудового воспитания своих детей. Несмотря на относительно высокий уровень жизни в столицах (равно как и на вполне удовлетворительное положение семей иногородних студентов, обучающихся в Москве и Санкт-Петербурге), именно столичные учащиеся в более высокой доле работали до поступления в вуз.
Результаты опроса показали, что на момент проведения настоящего исследования постоянно трудились примерно треть опрошенных, а более четверти интервьюированных подрабатывали время от времени.
Интересны результаты мониторинга подработки студентов в территориальном разрезе. Самая высокая доля работавших на момент проведения опроса (38 %) отмечена в столицах (см. Приложение: диаграмма 2.1.), и здесь же — наименьшая доля никогда не работавших во время обучения (15 %).
2.3. Основные направления совершенствования форм содействия трудовой занятости
Хотелось бы отметить, что различным этапам развития государства свойственно неодинаковое сочетание применяемых форм содействия занятости, которое зависит, в частности, от задач, стоящих перед обществом в тот или иной период, от ориентации экономической и социальной политики, от состояния баланса трудовых ресурсов и сложившейся демографической ситуации. Полагаю, что основные направления совершенствования форм содействия трудовой занятости должны сводиться к следующему.
1. Переход к развитой рыночной экономике и ее функционирование вовсе не означают отказа от прямого государственного регулирования отношений по содействию трудовой занятости вообще и установления соответствующих организационно-правовых форм в частности. Наоборот, последние должны получать дальнейшее развитие.
2. Среди организационно-правовых форм содействия трудовой занятости приоритетное развитие должны получить, прежде всего, так называемые специфические формы (организация общественных работ, профориентация, психологическая поддержка, квотирование рабочих мест).
3. Нуждаются в упорядочении и качественном обновлении традиционные для РФ формы содействия трудовой занятости (например, плановое распределение обученных кадров после подготовки в учебных учреждениях, общественный призыв и т.д.).
4. Необходимо расширить участие в содействии трудовой занятости населения негосударственных структур (частных, профсоюзных и др.).
Именно по этим основным направлениям должно развиваться законодательство, регламентирующее формы содействия трудовой занятости.
Вместе с тем уже назрела необходимость закрепления основных организационно-правовых форм содействия трудовой занятости в качестве таковых в едином нормативном правовом акте (пусть даже путем простого перечисления), и, прежде всего в специальной статье Закона о занятости. Пока последний с точки зрения регламентации указанных форм выглядит не вполне удовлетворительно. В нем не только отсутствует даже термин "форма содействия трудовой занятости", но и перечислены далеко не все основные формы содействия трудовой занятости. Представляется также целесообразным разработать и принять на уровне Правительства единый комплексный акт - Положение о формах содействия трудовой занятости населения. В нем следовало бы комплексно регламентировать все основные вопросы, связанные с функционированием традиционных и специфических форм содействия трудовой занятости.
В этой связи представляются не совсем удачными и оправданными изменения и дополнения в Закон о занятости, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", вступающим в силу 1 января 2007 г., в части децентрализации в осуществлении мероприятий в области содействия трудовой занятости, "раздробления" соответствующих федеральных механизмов и т.д.
Заключение
Методология исследования базируется на принципах научного анализа социально-экономических явлений, основных положениях теории занятости.
Информационной базой исследования послужили статистические материалы, отражающие состояние экономики страны и г. Москвы и Санкт - Петербурга, нормативно-правовые документы, публикации в средствах массовой информации, связанные с темой исследования.
Эмпирической базой исследования явились данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориального органа по г. Москве, информация, содержащаяся в научных (монографических) и периодических изданиях, а также информация, собранная автором непосредственно в процессе проведения исследования. В работе использованы отчетные и аналитические материалы бывшего Комитета труда и занятости Правительства Москвы, Департамента федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве.