Смекни!
smekni.com

Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность (стр. 6 из 7)

Какие же выводы можно сделать о численности верующих различных религий и конфессий на основании анализа численности существующих «местных религиозных организаций»?

Католическое духовенство в каждом приходе обязательно создаёт сплоченную общину. Община эта разумеется гораздо меньше числа тех, кто посещает храм нерегулярно- от случая к случаю. Только в редких случаях эти общины превышают 500 чел.- во Владивостоке, Красноярске, Иркутске, Перми, Оренбурге. Всего таких крупных общин на всю Россию не больше двадцати. Приходы, существующие в крупных городах более 10-15 лет, чаще всего имеют общины в 200-500 человек. Но громадное большинство католических общин России насчитывает от 20 до 200 человек. Если использовать те же либеральные критерии при учёте практикующих католиков, которые мы использовали при подсчете православных, то следует учесть часть людей изредка посещающих католические храмы и не являющихся членами общин. Таким образом, практикующих католиков получится от 60 тыс. до 200 тыс.

Численность практикующих староверов, учитывая, что крупных, многочисленных общин у них буквально единицы, численность большинства не превышает 50 человек, составляет 50-80 тыс. человек.

Численность практикующих протестантов напрямую связана с числом зарегистрированных общин, т. к. (кроме двух лютеранских церквей, однако лютеране представляют собой среди российских протестантов сравнительно небольшое меньшинство) все остальные протестантские церкви не имеют заметного слоя людей, связанных с ними принадлежностью к культурной традиции.

Прихожанин евангельской церкви подпадает сразу под несколько критериев отбора –он осознанно исповедует основные принципы вероучения и посещает богослужения. Он придерживается культурно-политической позиции связанной с протестантизмом. Большинство церквей евангельского направления имеет фиксированное членство верующих, а поэтому по числу самих церквей можно определить примерное количество прихожан. 8-9 тыс. протестантских церквей, конечно, имеют весьма разную численность - от 20 до 2-5 тыс. чел. Однако, на наш взгляд, утверждение, исполнительного директора Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Константина Бендаса, занимающегося религиозной статистикой, о том, что «протестантская община в среднем насчитывает порядка 300 человек»32 (), близка к истине, хотя и несколько завышена. Таким образом, численность практикующих протестантов в России может быть приблизительно оценена более чем в 1,5 млн. человек (из них не менее 60%- пятидесятники).

В оценке приверженцев иудаизма, безусловно, преобладает фактор идентификации себя со своей национальной верой, который однако не предполагает знания основ вероучения, исполнения религиозных обрядов и подчинения определенному духовному руководству. Если следовать рассуждениям раввина Пинхаса Гольдшмидта, то лишь около 70 тысяч евреев (30 процентов от общего числа евреев) хоть как-то вовлечены в культурную жизнь еврейских организаций. Что касается тех, кто следует основным правилам и установлениям иудаизма в своей жизни, то таких может быть на порядок меньше. Учитывая всю имеющуюся информацию, численность, собственно, иудаистов (т. е. евреев не просто связанных с еврейской религиозно-культурной традицией и организациями её формирующими, но при этом и верящих в Бога), не превышает 30-40 тыс. чел.

Численность практикующих мусульман целесообразно рассмотреть в отдельности по двум регионам –Северному Кавказу и остальной России, т. к. ситуация в этих двух регионах отличается принципиально. Более 2,5 тыс. общин (громадное большинство из них находятся в Дагестане, Чечне и Ингушетии) на Северном Кавказе не только в среднем более многочисленны, но и традиция (особенно среди сельского населения) верности мусульманской вере сильнее выражена. Среди коренного населения Дагестана, Чечни и Ингушетии при применении либеральных критериев подсчета большинство (70-80%) населения должно быть отнесено к практикующим мусульманам. Для Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи эта цифра будет резко меньше- 20-30%. Итого на Северном Кавказе – около 2 млн.

В Поволжье и среди татарского и башкирского населения в остальной части России, а также среди эмигрантов-азербайджанцев уровень секуляризации ненамного меньше, чем среди русского населения. Это подтверждают и имеющиеся (хотя и недостаточно полные) данные опросов и, косвенно, имеющиеся данные о численности мусульманских общин. В лучшем случае практикующими мусульманами являются 10-15% этих «этнических мусульман». Итого в России вне Северного Кавказа – около 800 тысяч.

Итого практикующих верующих:

РПЦ – 3- 15 млн. чел.

Староверов – 50- 80 тысяч чел.

Католиков – 60 - 200 тысяч чел.

Протестантов – более 1,5 млн. чел.

Иудаистов – 30 тыс. чел.

Мусульман – не более 2,8 млн. чел.

Буддистов – не более 500 тысяч чел.

Авторитарно организованных НРД – не более 300 тысяч чел.

Наша попытка разобраться в реальной численности верующих различных религий современной России показывает насколько имеющиеся данные опросов, официальной и конфессиональной статистики недостаточны для точных и полноценных выводов. Тем не менее, со значительными допусками и припусками общая картина в принципе прослеживается. И когда более точные данные, полученные социологами в будущем, скорректируют некоторые из наших допущений, порядок цифр и общее соотношение численности представителей различных религий от этого значительно не изменится.

Значение религиозного фактора в светском секуляризованном обществе, где для многих вера стала просто культурным символом, относительно невелико. В общественной и политической жизни нашей страны в основном заметны лидеры «этнических» религий. Для политиков и религиозных лидеров представление о количестве верующих в современном обществе – это свидетельство влияния христианских церквей, мусульманских и буддистских объединений и т.д. Прежде всего, цифры, которые часто упоминаются в прессе, формируют представление о силе и влиянии самих религиозных лидеров. В связи с этим особенно важно понять, что скрывается за громкими заявлениями о «миллионах последователей». Само понятие верующего этнической религии включает в себя сразу несколько пластов. С одной стороны большая часть русских, евреев, тувинцев, татар или адыгейцев осознает свою связь с исторической верой, однако это ни к чему не обязывает эту часть народа в религиозном плане. Признание основ вероучения и посещение богослужений не является основной характеристикой того, кто называет себя верующим традиционной конфессии. При этом, практикующие верующие, безусловно, присутствуют среди тех, кто просто идентифицирует себя с исторической религией народа или же следует определенной идеологии, которую проповедуют религиозные и политические лидеры, призывающие «вернуться к корням».

Если отвлечься от абстрактных представлений общества о месте «традиционных» конфессий в религиозном мире России и обратиться к представителям остальных религиозных движений, то следует отметить, что современная статистика не успевает угнаться за ростом протестантских конфессий, а также подъёмами и падениями численности новых религиозных движений. Численность и влияние одних, и, прежде всего «сектантов», бывает резко преувеличенной в светской прессе и в выступлениях православных «сектоведов». Бурный же рост количества и общественного влияния других - протестантов, апологеты традиционных конфессий и журналисты часто обходят молчанием.

В то же время реальная картина религиозности российского общества после миссионерского бума 90-х гг. способна изменить представления о тех ценностях, которые на практике исповедуют миллионы жителей России. Понимание характера современной религиозности позволяет разобраться в некоторых важных сторонах социально-политической позиции верующих, принадлежащих к различным религиям. К примеру, место, которое занимают объединения традиционных религий в общественно-политической жизни не всегда соответствует непосредственному влиянию лидеров общин среди тех, кого они называют своими последователями. Российское общество вправе знать, что скрывается за такими феноменами современной жизни, как «православные граждане» или «мусульманская умма». Статистика в религиозной сфере, как и статистические данные, к примеру, в экономике, часто становятся инструментом идеологической и политической борьбы. Реальная религиозная статистика должна помочь сделать социальную, политическую и культурную позицию религиозных объединений и их лидеров более прозрачной и понятной для российской общественности.

Сокращенный вариант данной статьи опубликован в «Социологические исследования», 2005, №6.

Список литературы

1 Далее по тексту приводятся данные о национальном составе России на основании официальных итогов Всероссийской переписи населения России 2002 года на сайте: www.perepis2002.ru

2 Мчедлов М. П. Вера в России в зеркале статистики // НГ-Религии от 17.05.2000.

3 Там же

4 Н. Митрохин. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М, НЛО, 2004, с. 38.

5 Старые церкви, новые верующие. Под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. М.-СПб, Летний сад, 2000 с. 16.

6 О.Е.Казьмина, ИЭА РАН, Конфессиональный состав населения России // «Народы и религии мира», http://www.cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml

7 Л. Воронцова, С. Филатов. Старообрядчество: в поисках потерянного града Китежа.- Религия и общество:Очерки религиозной жизни современной России.- М-СПб:Летний сад, 2002, с. 247.

8 Интерфакс 11 ноября 2004. 9 ВЦИОМ Пресс-выпуск: 27 июня 2001 года

10 «Известия», 17. 10. 2001.

11 Полис, 1993, №3, с. 147

12 Д. Фурман, К. Каариайнен. Татары и русские- верующие и неверующие, старые и молодые в: Старые церкви, новые верующие… с. 216.

13 Ляушева С. А. «Эволюция религиозных верований адыгов: история и современность», Майкоп: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002, с. 151.