Смекни!
smekni.com

Традиции и новаторство в творчестве символистов, акмеистов, футуристов (стр. 2 из 6)

тельности одного и общего понимания. Напротив, я считаю досто-

инством лирической пьесы, если ее можно понять двумя или более

способами. Тем-то и отличается поэтическое творчество от обычно-

го, что за ним чуветвуетсл мистическая жизнь слов>.

Бальмонт, объявляя слово - чудом, а букву - магией, утверждая

слово в его самоценности, исходит из априорной значимости звука

(о - звук восторга, и - тонкая линия, л - ласковый звук и т. д.)

и делает вывод, что поэзия является комбинацией звуков.Подчерки-

вание чисто формальных задач характерно для целого ряда произве-

дений зачинателей символизма.Теория и практика индивидуалисти-

ческого, бессодержательного искусств ва особенно отчетливо выра-

зились в раннем символизме.

Наиболе характерными выразителями эстетских принципов были В.

Брюсов,К.Бальмонт и И. Анненский. Брюсов дал удачную характе-

ристику Бальмонту, во многом, однако, применимую и к нему самому.

<Все силы Бальмонта йаправлены и тому, чтобы изумить читателя,

изумить читателя, поймать его восхищение на удочку неожиданности,

странной ли рифмой или странным оборотом фразы. Только его прек-

расный - мало того! - дивный талант спасает его при таком неиме-

нии, что писать, чем поделиться с читателями> . Стихи Бальмонта,

семантика которых всегда подчйнена музыкальному принципу, часто

являются лишь игрой звуков (<Ландыши. Лютики. Ласки любовные.

Ласточки лепет. Лобзанье лучей>), достигающей порой болыпой вир-

туозности (<Челн томления>).

.

- 6 -

В поэзии Бальмонта широко используется прием повторения

(в частности - анафора), диктуемый не столько смыслом стиха,

сколько его звучанием:

Я - внезапный излом,

Я - играющий гром,

Я - прозрачный ручей.

Я - для всех и ничей.

Или:

Эти белые березы

Хороши.

Хороши,

Где же милый? В сердце слезы

Утеши.

Поспеши.

Или больше он не хочет?

И алмаз

Мой погас?

Вот кукушка мне пророчит

Близкий час-

Смертный час.

Отмечая пустоту содержания стихов Бальмонта, Брюсов отнюдь не

склонен упрекать его за то, что его стихи не - займут места в

ряду <философских мотивов русской поэзии>. <Неужели вы не знае-

те,- пишет он в оправдание Бальмонта,- наслаждения стихами как

стихами, - вне их содержания - одними звуками, одними образами,

одними рифмами?>

Нужно отдать справедливость Брюсову: он не замыкался в узких

рамках формалистского экспериментаторства. Но, являясь наиболее

многогранной фигурой в символизме, он сочетал в своей поэзии са-


- 7 -

мые различные, порой взаимоисключающие тенденции.

Не случайно, что позднее Брюсов благосклонно относился к футу-

ризму, ибо видел в нем союзника в борьбе за раскрепощение слова

от <теургических> оков.

Однако было бы неправильно видеть в символизме лишь выражение

формалистического взгляда на задачи искусства. <Одна из крупных

ошибок историко-литературного анализа, допущенных в отношении

символизма, состоит в том, что символизм часто определяли как

течение исключительно художественное, сравнительно далекое от

общественной жизни и борьбы. Общественные позиции символистов не

раз определяли как позиции людей, которые искусством, прелестью

рифмы, энергией художественного изобретательства пытались огра-

диться от жизни, от ее актуальных общественно-политических проб-

лем. В символизме часто пытались усмотреть явление деградирующей

художественной культуры, для которого все культурные проблемы

превращаются в проблему искусства, а все проблемы искусства - в

проблему теоремы>.

Символизм создал свою философию искусства, выработал свои

эстетические принципы. Эти принципы не были едиными. монолитны-

ми, они представляли собой эклектическую мешанину различных дуа-

листических и субъективно-идеалистических концепций. Внутренняя

противоречивость идейной программы символизма соответствует про-

тиворечивости его художесгвенных исканий.

Течение внутри символизма, представленное именами Д. Мереж-

ковского, Ф. Сологуба, В. Брюсова, стали именовать <старшим> по-

колением символистов. Позже, в начале 900-х годов, выступила

группа <младших> символистов - А. Блок, Бич. Иванов, Белый и

другие.

Эта группа порой очень резко выступала против бессодержатель-

ности, версификаторства, эстетизма декадентов. За <изящество

шлифовального и ювелирного мастерствами Вяч. Иванов критиковал

Брюсова. Но эта борьба с эстетизмом сейчас выглядит совсем ина-

че, чем в свое время: творчество А. Белого (псевдоним Бугаева) и

Вяч. Иванова несет в себе те же черты эстетизма и представляет

собой разновидность декадентства.

Провозглашенные символистами принципы выразили в своем твор-

честве Ю. Балтрушайтис, И. Аннеиский, Эллис,М. Волошин, С. Со-

ловьев, А. Ремизов, Г. Чулков и другие писатели.В целом фи-

лософская программа символизма представляла собой мешанину из


- 8 -

идеалистических учений Платона, Канта, Шопенгауэра, Ницше, Маха,

сдобренных мистицизмом Вл. Соловьева. <Всякая эстетика,- писал

А. Белый,- есть еще и трансцендентальная эстетика в кантовском

смысле, то есть она имеетотношение к пространству и времени;

учение о расположении общих условий возможности эстетическои

формы есть учение о расположении в пространстве и времени. Далее

в усложнении, форм - так называемое содержание, содериание с

этой точки зрения выводимо из формы>.

В. Брюсов, обосновывая интуитивный. антирассудочнЫИ взгляд на

искусство, исходил из эстетики Шопенгауэра, утвер~кдая, что

<искусство есть постижение мира иными, не рассу дочными путями.

Искусство - то, что в других областях мы на зываем откровением>.

Философская программа символизма исходит из идеяли стического

тезиса о том, что окружающая, <видимая> дейстцигельность мнима,

иллюзорна, а гюдлинная сущцость скрыта. Учение философов-идеа-

листов, начиная с Платона и кончая Кантом и его последователями,

прокладывает путь символистской теории о д двух мирах, в которой

символу отводится роль связующего звена, посредника между этими

двумя мирами Отсюда идут утверждения символистов о двойствен-

ности произведений искусства, о выражении в поэзии <таинственных

намеков>, смутных ожиданий, о преобладании звука над смыслом, о

приеме иносказаний, недомолвок и т. д.Символисты воглаву угла

своей творческой платформы поставили теорию <символа>, в которой

раскрывается их отношение к поэзии и иэображаемой в ней действи-

тельности) Как жеони истолковывали значение символа в искусстве?

Символисты в корне переосмысливают значение и содериание сим-

вола. Они превратили символ в <иероглиф>, <знамение > иной, по-

тусторонней действительности, не познаваемой разумом. Символ в

поэзии символизма - это выражение сверхчувственной интуиции, ко-

торая является уделом лишь избранных. Лишь при помощи е поэт мо-

жет проникнуть в сущность иной, мистифицированной действитель-

ности, недоступной простым людям. Тем самым символисты преврати-

ли символ в причудливый, очень субъективный знак миров иных. Ви-

димая действительность в толковании символистов - это лишь иска-

женное отражение мистического мира, которому символисты отдают

предпочтение перед действительным, недостойным кисти художника и

пера поэта. Р. соответствии с таким отношением к <этой> жизни

дается трактовка символа в манифестах и статьях теоретиков сим-


- 9 -

волизма.

Противопоставление личности <толпе> стало одним из распрост-

раненных мотивов декадентской поэзии. <Я не умею жить с Людьми>,

<мне нужно то, чего нет на свете>- писала 3. Гиппиус, подчерки-

вая свою "надземность".

Вместе с наследием 60 - 70-х годов декаденты отрицают и реа-

лизм. <Развенчать> реализм, дискредитировать его наиболее круп-

ных представителей в литературе пытаются самые различные

представитени символизма. Уже Мережковский в своем <манифесте>

решительно выступает против реализма в литературе. <Преобладаю-

щий вкус толпы - до сих пор реалистический >, пишет он и вся-

чески третирует этот <отсталый>, невежественный вкус. В качестве

наиболее яркого отрицательного примера он берет <позитивные ро-

маны Золя>. Объясняя их небывалый успех громоподой газетной рек-

ламой, Мережковский утверждает, что <в сущности все поколение

конца Х1Х века носит в душе своей то же возмущение против удуша-

ющего, мертвенного позитивизма, который камнем лежит на нашем

сердце>.

Мережковскому вторит Бальмонт: <Реалисты всегда являвтся

простыми наблюдателями, символисты - всегда мыслители. Реалисты

охвачены прибоем конкретной жизни, за которой они не видят ниче-

го,- символисты, отрешенные от реальной действительности, видят

в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь из окна>.

Брюсов так мотивирует устремление к потустороннему миру:

<Искусство то, - что в других областях мы называем откровением,

создание искусства - это приоткрытие двери в Вечность. Мы живем

среди вечной исконной лжи. Мысль, а следовательно и наука,

бессильна разоблачить эту ложь. Но... есть просветы. Эти просве-

ты - те мгновения экстаза, сверхчувственных интуиций, которые

дают иные постижения мировых явлений, глубие проникающие за их

внешнюю кору, в их сердцевину >

Всеми характерными признаками символизма отмечено стихотворе-

ние Брюсова <Прощальный взгляд>(типичное для его раннего пе-

ра).Конкретные предметы, изображенные в этом стихотворении, зак-

лючают в себе какую-то отвлеченную идею и кажутся призрачными.