Смекни!
smekni.com

Традиции и новаторство в творчестве символистов, акмеистов, футуристов (стр. 3 из 6)

Я сквозь незапертые двери

Вошел в давно знакомый дом,


- 10 -

Как в замок сказочных поверий,

Постостигнутый волшебным сном.

Сквозь спущенные занавески

Чуть проникали тени дня,

И люстры тонкие подвески

Сверкали бледно, не звеня.

Я встретил взгляд без выраженья

Остановившихся часов.

Полузасохшие растенья

Стояли стражей мертвецов.

Я заглянул... Она смотрелся,

Как тихо догорал камин,

Зола каких-то писем тлела,

Но в воздухе дышал жасмин.

На платье белое все реже

Бросали угли отсвет свой.

Она вдыхала запах светский,

Клонясь все ниже головой.

И невеселый, непечальный,

Я скрылся, как вошел, без слов,

Приняв в гостиной взгляд прощальный

Остановившихся часов.

Поэт нарочито создает настроение смутности, избегает

четких характеристик явлений.Вот почему у него превалируют

<тени>,<туманности>,<темнота> и т. д.Тени - чрезвычайно ха-

рактерйый художественный атрибут поэзии символистов. Брюсов

во многих стихах прибегает к этому образу. Вспомним: <Тень

несозданных созданий колыхается во сне, словно лопасти ла-

таний на эмалевой стене>. Мережковский мотивирует причину

симпатий символистов к <теням> в стихотворении <Последняя

чаша>:

Последним ароматом чаши

Лишь тенью тени мы живем

И в страхе думаем о том,

Чем будут жить потомки наши.

"Русский символизм направил свои главные силы в область не-


- 11 -

ведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с теософией,

то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении поч-

ти приближались к созданию мифа,"-писал Гумилев.

Если внимание символистов привлекает настоящая действитель-

ность, то она изображается в крайне неприглядном виде. Очень ха-

рактерно в этом смысле стихотворение 3. Гиппиус <Все кругом>:

Страшное, грубое, липкое, грязное,

жестко-тупое, всегда безобразное,

Медленно рвущее, мелко-нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно-довольное, тайно-блудливое,

Плоско-смешное и тошно-трусливое,

Вязко, болотно и тинно-застойное,

жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское, гнойное, черное,

Изредка серое, в сером упорное,

Вечно лежачее, дьявольски косное,

Глупое, сохлое, сонное, злостное,

Трупно-холодное, жалко-ничтожное,

Непереносное, ложное,ложное!

(1904)

.

- 12 -

Если одни символисты (Мережковский, Гиппиус) видели смысл по-

эзии только в воплощении мистической, потусторонней действитель-

ности, то другие символисты стремились к гармоническому сочета-

нию в изображении существующего и потустороннего миров.

Вот как определяет символическую поэзию К.Бальмонт: <Это поэ-

зия в которой органически, не насильственно,сливаются два содер-

жания: скрытая отвлеченность и очевидная красота, сливавтся так

же легко и естественно, как в летнее утро воды реки гармонически

слиты с солнечным светом. Однако ,несмотря на скрытый смысл того

и другого символического произведения, непосредственное, конк-

ретное его содержание всегда законченно само по себе, оно имеет

в символической поэзии самостоятельное существование, бога-

тое оттенками."

Уход из этого мира, <где истин нет>, взлеты в поднебесную

высь, падение ниц пред образом <сущего>, возвеличение себя до

сверхчеловека. стоящего над миром, проповедь крайнего индивидуа-

лизма и <чистого искусства>, прославление смерти <мечтания о во-

ле свободной> - таков внешне многообразный,а по существу субъек-

тивно ограниченный мир ранней поэзии декадентов. Недаром Баль-

монт писал:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Мое единое отечество -

Моя пустынная душа.

В ряде работ о символизме популярно утверждение, что <распад>,

<кризис> символизма произошел в 1910 году, когда между его лиде-

рами возникла дискуссия по основным вопросам творчества. Это по-

пулярное утверждение основывается на мнении самих символистов ,

ими же оно было и впервые высказано. А.Блок в предисловии к

поэме "Возмездие" писал:

"1910 год - это кризис символизма ,о котором тогда очень

много писали и говорили как в лагере символистов, так и в

противоположном. В этом году явственно дали знать о себе нап-

рав ления, которые встали во враждебную позицию и к символиз-

му и друг к другу: акмеизм, эгофутуризм и первые зачатки фу-

туризма".


- 13 -

Дальнейшее развитие этой художественной программы найдет свое

выражение в акмеизме.

" Для внимательного читателя ясно, что символизм закончил свой

круг развития и теперь падает. И то, что символические произве-

дения уже почти не появляются, а если и появляются , то крайне

слабые даже с точки Зрения символизма , и то , что все чаще и

чаще раздаются голоса в пользу пересмотра еще так недавно

бесспорных ценностей и репутаций, и то , что появились футуристы

, эго-футуристы и прочие гиены , всегда следующие за львом . На

смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называ-

лось, акмеизм ли (от слова ахun - высшая степень чего-либо,

цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно твердый и ясный

взгляд на жизнь),- во всяком случае, требующее большего равно-

весия сил и более точного знания отношений между субъектом и

объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение

утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником

предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и отве-

тило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а

символизм был достойным отцом,"-писал в своей статье Н.Гумилев.

Возникновение акмеизма находилось в тесной связи с процессами,

происходившими внутри символизма после революции 1905 года. Но-

вое течение в поэзии, заявившее о себе тоненькими журнальчиком

<Гиперборей> (1912), несколькими изданиями <Цеха поэтов>, а за-

гем статьями-манифестами Н. Гумилева и С. Городецкого в журнале

<Аполлон> (1913, 1), противопоставило себя символизму, который,

по словам Гумилева, <закончил свой круг развития и теперь пада-

ет>, или, как более категорично утверждал Городецкий, переживает

<катастрофу>. Даже в самом названии нового поэтического течения

видно было стремление противопоставить его старому, одряхлевшему

символизму" (Термин <акмеизм> произведен от греческого слова

-акмэ>, что значит <высшая степень чего-либо, расцвет, цветущая

пора>.)

"Причины эти заключались в том, что писатели, соединившиеся

под знаком <символизм>, в то время разошлись между собою во

взглядах и мировозерцаниях; они были окружены толпой эпигонов,

пытавшихся спустить на рынке драгоценную утварь и разменять ее

на мелкую монету; с одной стороиы, виднейшие деятели символизма,

как В. Брюсов и его соратники, пытались сдвинуть философское и

религиозное течение в катие-то школьные рамки (это-то и было


- 14 -

доступно пониманию Гумилева); с другой - все назойливее врыва-

лась улица; словом, шел обычный русский "спор славян мажду со-

бою> - "вопрос неразрешимый" для Гумилева; спор по существу был

уже закончен, храм "символизма" опустел, сокровища его (отнюдь

не (<чисто литературными>) бережно унесли с собой немногие; они

и разошлись молчаливо и печально по своим одиноким путям. Тут-то

и появились Гумилев и Городецкий, которые (<на смену>) (?!) сим-

волизму принесли с собой новое направление: <акмеизм>или "ада-

мизм" (мужествено-твердый и ясный взгляд на жизнь.)"-писал Блок.

К акмеистическому лагерю русской поэзии следует отнести на-

ряду с участниками <Цеха поэтов>> Н. Гумилевым, А. Ахматовой, О.

Мандельштамом, М. Зенкевичем, С. Городецким, Г. Ивановым, В.

Нарбутом также поэтов, организационно не принадлежавших к акме-

изму: М. Кузмина, Б. Садовского, М. Волошина, В. Ходасевича, И.

Северянина,Ю. Верховского и других. Накануне войны принципы ак-

меизма выражал в своем творчестве Ф. Сологуб.

Романтизм Гумилева вырастает на почве расхождений <конквиста-

дорских>, воинственных устремлений с реальным социальным окруже-

нием , а котором не дано с<расковать последнее звено>. В этом

окружении поэт не находит реальных персонажей, ситуаций, сюже-

тов, в которых, могут быть воплощены его воинственные . Он най-

дет их позже, в период войны, а пока у него два пути: или, как

Дон Кихоту, драться с ветряными мельницамц будничной действи-

тельйости, или уйти в фантастический мйр великих героероев и ве-

ликих подвигов. И он предпочитает второй путь, который открыва-

ется перед ним по ту сторону <мыслей и дел повседневных>:

Когда я устану от мыслей и дел повседневных,

Я слышу, как воздух трепещет от грозных проклятий, /

Я вижу на холме героев суровых и гневных.

провозглашает поэт. И он идет по этому пути на всем протяжении

и <Романтйческих цветов > и последующей книги - "Жемчуга"). По-

эт становится над действительностью в гордую позу воина. Бряца-

ние его рыцарских доспехов звучит во всем изобразйтельном строе

стихов. Его излюбленные персонажи конквистадоры, воины, импера-

торы, рыцари, герои: римский император Каракалпа, Дьявол, Люци-

фер, Вечный Жид, Людоед, Фея Меб. Они совершают величественные

дела и подвиги.


- 15 -

Не простая игра воображения влечет Гумилева к героическим мо-

тивам и воинственным персонажам. Его конквистадоры и мореплава-

тели имеют ярко выраженную идейную физиономию. Об этом доста-

точно ясно свидетельствуют стихи цикла <Капитаны> (<Жемчуга>).

<<Капитаны > - открыватели новых земель, <Для кого не страшны

ураганы>, <чья не пылью затерянных хартий солью моря пропитана