грудь, кто иглой на разорванной карте отмечает свой дерзостный
путь>. Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыплется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
У Северянина мы встречаем знакомый по акмеистическим мани-
фестам тезис о <первобытности>, который, кстати сказать, был
высказан им ранее акмеистов:
Я с первобытным неразлучен,
Будь это жизнь ли, смерть ли будь.
Северянину тоже надоели <дурманы>, от которых его душа -
стремится <в примитив>.
Особенно большое место в творчестве поэтов акмеистического
направления занимает тема любви. Если в прошлой литературе с
этой темой связывались большие идеи; если современник акмеистов
В. Маяковский в поэме <Облако в штанах> наряду с трагедией любви
показал трагедию человека в капиталистическом обществе; если у
Блока тема любви дается в плане его и идейно-философских по-
исков, то у поэтов акмеистического направления любовь дается в
чисто физиологическом аспекте. Один из разделоав книги Кузмина
<Сети> называется <Любовь этого лета". Изображенная в ней любовь
сведена до будничного эпизода , чужда каких-либо возвышенных
стремлений и эмоций:
Вы, и я, и толстая дама,
Тихонько затворивши двери,
Удалились от общего гама.
Я играл вам свои <куранты>.
Поминутно скрипели двери.
Приходили и модницы и франты,
Я понял ваших глаз намеки.
Мы вместе вышли за двери.
В поээзии акмеистов не только отбрасывались или крайне
сужались общественные явления, не только выпадал человек с его
- 16 -
многообразными переживаниями, но даже природа выступала в эсте-
тизировайном, преображенном виде. И человек и природа в твор-
честве акмеистов даются в субъективном преломлении. Гумилев не-
даром писал, что < не в объекте, а в субъекте лежит основание
длй радостного любоваиия бытием>. Разумеется, исходя из этого
принципа, невозможно дать верное, объективное отражение действи-
тельности. Нарочито подчеркнутый <вещизм > восприятия мира на
самом деле оборачивается как субъективизм. В творчестве О. Ман-
дельштама субъективизм образов доведен до виртуозности. Вещи,
предметы даются в связях и закономерностях, понятных лишь самому
поэту. Связь с миром, декларируемая Мандельштамом, на самом де-
ле' является призрачной, так же как призрачен и изображаемый им
мир. Вот характерные строки:
Что если над медной лавкою,
Мерцающая всегда,
Мне в сердце длинной булавкою
Опустится вдруг звезда?
Такими причудливыми, ирреальными выступают явления <обык-
новенной> жизни в восприятии Мандельштама.Поэзия Мандельштама
глубоко индивидуалистична , резко противопоставлена <толпе>. По-
эт создал образы, выражающие капризную, причудливую игру вообра-
жения. Субъективное восприятие явлений жизни приводит его к сво-
еобразному поэтическому солипсизму. Не только окружающая
действительность сомнительна, но столь же сомнительно и сущест-
вование самого поэта.
Я блуждал в игрушечной чаще
И открыл лазоревый грот.
Неужели я настоящий
И действительно смерть придет?
Характерно, что уже в одном из ранних стихотворений
(1908) поэт не только декламирует, что он <от жизни смертельно
устал> идейно, но художественно, сближаясь с поэзией симво-
листов. Довольно часто в его стихах встречаются абстрактно-сим-
волиские образы: <таинственные высоты>, <тайный план>, "сне-
постижимый лес>, <природа - серое пятно>, <душа висит над безд-
ною проклятий>> и т. д.Даже в приятии мира поэтом есть что-то
надрывное, ущербное:
Я так же беден, как природа,
- 17 -
И так же прост, как небеса,
И призрачна моя свобода,
Как птиц полночных голоса.
Я вижу месяц бездыханный
И небо мертвенней холста;
Твой мир болезненный и странный
Я принимаю, пустота!
Лишь в немногих стихах тех лет Мандельштам выходит в ре-
альный мир, и тогда его поэтические образы становятся не просто
густо средством выражения субъективной игры впечатлений, а
выступают в их конкретности. Вот одно из стихотворений 1913 г.
В спокойных пригородах снег
Сгребают дворники лопатами;
Я с мужиками бородатыми
Иду, прохожий человек.
Мелькают женщины в платках,
И тявкают дворняжки шалые,
И самоваров розы алые
Горят в трактирах и домах.
Алексанандр Блок в статье об акмеистах писал: <Настоящим
исключением среди них была одна Анна Ахматова; не знаю, считала
ли она себя <акмеисткой>; во всяком случае, <расцвета физических
и духовных сил> в ее усталой, болезненной, женской и самоуглуб-
ленной манере положительно нельзя было найти> Здесь правильно
отмечена главная, доминирующая черта поэзии Ахматовой раннего,
<акмеистического> периода ее творчества. Принимая <данный мир> и
изображая его в жизненной конкретности, она видит его мрачным,
несущим печать обреченности.
Здесь все то же, то,же, что и прежде,
Здесь напрасным кажется мечтать.
В доме, у дороги непроезжей,
Надо рано ставни запирать.
Тихий дом мой пуст и неприветлив.
Он на лес глядит одним сукном.
В нем кого-то вынули из петли
- 18 -
И бранили мертвого потом.
Был он грустен или тайно весел.
Только смерть - большое торжество.
На истертом красном плюше кресел
Изредка мелькает тень его.
Болезненная самоуглубленность поэтессы часто выражается в фор-
ме лирической исповеди:
Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе.
В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.
Отчего же бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет , невидимый для нас.
Тема любви, которой Ахматова уделяет основное внимание, Также
носила характер болезненного надрыва:
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
В этих афористических строках декларируется своеобразное
единство темы лмбви и смерти.Другого разрешении тема любви и не
могла найти в ахматовской поэзии тех лет. Любовь побеждает
смерть, когда поэт прокомкается сознанием единства человека с
миром. Она приобретает болезненный характер, когда в интимных
чувствованиях и переживаниях человек ищет спасения от бурь
действительности. Очень <предметно>, ярко и своеобразно раскры-
вает поэт мир щенской души. Такие бы темы Ахматова ни брала, она
разрабатывает их в интимно-бытовом плане, и даже элементы мисти-
ки, имеющиеся в ее стихах,даются в сниженном, "жизиенном" прояв-
лении. Религиозные мотивы, которым Ахматова, так же как и Гуми-
лев, отдает известную дань, выступают также в бытовом плане.
Я научилась просто, мудро жить,
- 19 -
Смотреть на небо, и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
иногда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной,но прекрасной.
Религиозные аксессуары входят в конкретный быт, естественно
соединяясь жизненными впечатлениями и лмбовными переживаниями:
Высокие своды костела
Синей, чем небесная твердь,
Прости меня, мальчик веселый,
Что я принесла тебе смерть.
3а розы с площадки круглой,
За глупые письма твои,
За то, что, дерзкий и смуглый,
Мутно бледнел от любви.
Интимность переживаний Ахматовой находит специфическое выра-
жение в описании предметов домашнего обихода. В отличие от дру-
гих поэтов этого направленйя, ей чуждо натуралистическое любова-
ние вещами. У нее вещь несет, если можно так выразиться, эмоцио-
нальную нагрузку, всегда служит раскрытию идеи стихотворения.
Через деталь идеи становится непосредственно доходчивой, зри-
тельно ощутимой. Картина далекого прошлого например, воспроизво-
дится в следующих строках:
В ремешках пенал и книги были.
Возвращалась и домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашу встречу, мальчик мой веселый.
Душевныевные переживания также передаютси через предметы:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки,
Я на правую руку иадела
Перчатку с левой руки.
- 20 -
Показалось, что много ступеней.
А я знала: их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил; со мною умрите
Так лаконично и образно характеризуется состояние душевного
смятения. Ахматова создала вполне земную поэзию чем кто бы то ни
было из акмеистов она преодолела разрыв между поэтической и раз-
говорной речью. Она чуждается эстетического украшательства,
стремится к обиходной речи, к простым словам, избегает нарочитой
усложненности образа, даже редко прибегает к метафоре. Многие
стихи Ахматовой воспринимаются как своеобразный интимный днев-
ник.
Отмеченная Блоком <целеустремленность> манеры Ахматовой прида-
ет ее стиху отчетливо выраженное индивидуальное своеобразеи.
Многие стихи носят характер задумчивой беседы:
Ты письмо мое, милый, не комкай,
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно,
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монащенка я.
Лаконизм и четкость поэтической мысли принимают афористи-
ческую форму. Вот характерные примеры:
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
Или:
Сколько просьб у любимой всегда,
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.