сами указывали, что к реализации своего главного лозунга -
<самобытного слова> - они шли <различными путями>.
Футуристы демонстрировали свою беззаботность по части
идей,выступали за освобождение поэтического слова от идейности;
но это вовсе не мешало тому, что каждый поэт-футурист вырожал
свои вполне определенные идеи.
Если взять два крайних полюса футуризма - Северянина и Мая-
ковского, то легко себе представить, насколько была широка амп-
литуда идейных колебаний внутри этого течения.
Но и это еще не раскрывает всей глубины идейных противоречий
футуризма. Отрицание города и капиталистической цивилизации у
Хлебникова принимало совершенно иные формы, нежели, например, у
Каменского. У раннего Хлебникова мы видим ярко выраженные славя-
нофильские тенденции, тогда как Каменский противопоставляет го-
роду старую Русь, тяготеет к крестьянскому фольклеру. Тяготение
к фольклору можно отыскать, у Хлебникова и у Крученых, но у них
это значительно менее отчетливо выражено и вовсе не определяет
главного направления их творчества в ранний период. Антиурбанизм
Хлебникова сказался во всей его поэтике; в его "зауми" мы видим
стремление возродить старорусские языковые формы, воскресить ар-
хаическйе обороты. Вот характерное четверостишие из поэмы Хлеб-
никова <Война - смерть>:
Немотичей и немичей
Зовет взыскующий сущел
Но новым грохотом мечей
Ему ответит будущел.
- 26 -
Хлебников призывает ради поиска языковых форм уйти в средневе-
ковье, в глубь русской истории, перешагнуть через Х1Х век, нару-
шивший самобытность русского языка. <Мы оскорблены искажением
русских глаголов переводными значениями,- пишет он в одном из
своих манифестов в 1914 году. - Мы требуем раскрыть пушкинские
плотины и сваи Толстого для водопадов и потоков черногорских
сторон русского языка>. Поэтическое славянофильство Хлебникова
органически чуждо Маявскому, отразившему в своем раннем твор-
честве содержание и темп современной городской жизни. Но Мая-
ковский в то же время осуждает хозяев современного города, про-
тестует против капитализма, коверкающего и уродующего челове-
ческую личность.
Литература буржуазного декаданса демонстрирует резкий разрыв с
традициями реалистического искусства, в котором утверждается
примат содержания над формой, в котором форма соответствует со-
держанию. Все "модернистские" течения провозгласили искусство <
чистой формы>, которое должно освободиться от <плена> содержа-
ния. Такой <плен> они считали гибельным для искусства. Придавая
форме самодавлеющее значение, нарочито усложняя ее, подчиняя
свои художественные поиски не задаче раскрытия содержания, а
стремлении выразить причудливые субъективные переживания, дека-
денты, акмеисты и футуристы тем самым лишалали форму ее ясности,
пластичности, жизненности. Вот почему их стихи нередко превраща-
лись в причудливую игру звуками, теряли сваи коммуникативную
функцию.
В статье <Без божества, без вдохновенья> (1921) А. Блок, давая
оценку акмеизму и его роли в литературе, отметил черты, присущие
всей литературе декаданса: <...Н. Гумилев и некототорые другие
<акмеисты>, несомненно даровитые, топят самих себя в холодном
болоте бездушных теорий и всяческого формализма; они спят непра-
будным сном без сновидений; они не имеют и не Желают иметь тени
представления о русской жизни и о жизни мира вообще; в своей по-
эзии (а следовательно, и в себе самих они замалчивают самое
главное, единственно ценное: душу. Если бы они все развязали се-
бе руки, стали хоть на минуту корявыми,неотесанными,даже уродли-
выми и оттого больше похожими на свов родную, искалеченную, сож-
женную смутой, развороченную разрухой страну! Да нет, не захотят
они и не сумеют, они хотят быть знатными иностранцами, цеховыми
- 27 -
и гильдийскими, во всяком случае, говорить с каждым и о каждом
из них серьезно можно будет лишь тогда, когда они оставят свои
<цехи>, отрекутся от формализма, проклянут все <эйдологии> и
станут самими собой>.
Ратуя за независимость формы в поэзии, модернисты лишали ее
высокого назначения - доступности массам и тем самым обрекали
свое творчество на камерную замкнутость. Так, оборотной стороной
распада содержаиия являлся распад формы, котярую не могли спасти
ни талантливость и мастерство одних авторов, ни виртуозность и
словесные ухищрения других... Деятели декаданса утверждали путь
лженоваторства, ибо подлинное новаторства предполагает создание
такой новой формы, которая бы полнее и всестороннее выражала но-
вое содержание. Сила реалистического искусства в том, что оно
утверждает форму как выражение содержания, объективно отражающе-
го действительность. Этой силы лишено искусство декаданса,ибо
оно проповедует <оригинальность> в отрыве от реальной жизни и
превращает эту оригинальность в оригинальничанье. Писатели дека-
данса рьяно выступали пратив <копирования> действительности на-
туралистами, обвиняя натуралистов в отказе от эстетического вме-
шательства в жизнь. Однако эту черту, действительно присущую на-
турализму, они ложно приписывали реализму, совершенно сводя на
нет принципиальную разницу между реализмом и натурализмом. Поэты
и прозаики декаданса весьма своеобразно, по-своему понимали сам
принцип эстетического вмещательства в жизнь - они или подменяли
жизнь отвлеченной эстетической идеей, или эстетски обыгрывали
случайныв явлени, действительности, конструируя их в соот-
ветствии с субъективным стремлением в <миры иные>. Если они и
создавали картины жизни,то зыдуманные, ничего общего не имеюшие
с реальной действительностью.
Первоэлемент литературы - язык символисты превратили в
средство беспредметной игры звуками, рифмами, аллитерациями,
ассонансами, прокладывая тем самым путь <зауми> футуристов. Так,
<поиски> модернистов, ратующих за художественность формы, на са-
мом деле приводнли к распаду формы и содержания. Поэты декаданса
негативно подтвердили правильность слов В. Г. Белинского: "Когда
форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно,
что отделить ее от содержания - значит уничтожить само содержа-
ние, и наоборот; отделить содержание от формы - значит уничто-
жить форму."
- 28 -