41. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения.
Сознание - итог длительного развития материальной действительности. Развитие такого св-ва материи как отражение. Отражение - всеобщее св- во материи, способность матер. явлений, процессов воспроизводить в своих св-вах особенности др. явл. в процессе взаимодействии с ними. Отражение в своем развити проходит ряд этапов: 1) Отражение в неживой природе2) В живой3) На соц. уровне.Отражение в неживой природе - мех., физ., хим. изменения; это простое запечатление. Бывает до психологическое и психологическое. До психологическое - это раздражимость и чувствительность. Психологическое - ощущение восприятие и представления. Ощущение - это элементарная исходная клеточка психоотражения на основе которой возникают представления и восприятия. Ощущение - это отражение одного св-ва предмета с помощью одного органа чувств. В процессе эволюции у животных формируется нервная сис-ма и способность к инстинктивному поведению. В процессе дальнейшей эволюции появляется индивидуальное изменчивое поведение у высших животных, появл. навыки и индивид. опыт, появл. и восприятие. - это отражение совокупности св-в предмета с помощью всех органов чувств, возникновение целостного образа предмета. По мере увеличения головного мозга и усложнения его строения у животных появл. представление. - это отражение целостного образа предмета без непосредственного воздействия этого предмета на субъект отражения в данный момент времени. Представление наз. интеллектом животных или конкретно элементарным мышлением животных. Высшие животные проявляют ориентировочную реальной ситуации. Представление это предпосылка возникновения познания, как высшей формы отражения. Третья форма отражения - социальное отличие сознания от психики животных: 1) абстрактное мышление2) целепологание3) предвидение (предчувствие)4) ценностные отношения5) самосознание6) практически-преобразовательная деятельностьСознание - осмысленное знание.
42. Социокультурная природа сознания.
Сознание - результат выделения ч-ка из животного мира в связи с появлением и развитием и развитием трудовой деятельности. Существует трудовая теория антропогенеза, которая объясняет появление сознания, появление ч-ка. Появление ч-ка, сознания и об-ва - единый процесс. Важнейшими факторами в становлении сознания эта теория считает трудовую деятельность ч-ка, развитие мозга, развитие руки. Изготовление орудий труда считается важнейшим этапом в становлении ч-ка и сознания. Логика практической деятельности фиксируется в голове ч-ка и превращается в логику мышления. Анализ и синтез с предметами послужило основой логического анализа и синтеза. Способность к изготовлению орудий труда привела к возникновению понятийного мышления, к речевому общению. Филогенез - происхождение ч-кого рода. Онтогенез это индивидуальное развитие ч-ка. В онтогенезе сжато повторяются этапы филогенеза. В онтогенезе сознание не наследуется, а формируется. И если в период, благоприятный для формирования речи и мышления ребенок изолированный от людей, сознание не формируется. Доп. сведения о происхождении сознания дает детская психология. Способность мыслить у ребенка формируется постепенно и поэтапно, в процессе взаимодействия с окр. предметами. В начале освоение мира идет с помощью органов чувств а затем через речь в процессе обучения и общения с другими людьми.
43.Основные истор. формы диалектики.
Виды диалектики.В совр. понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мира.Понятие диалектики родилось в античной культуре и означало <вести беседу>. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения и согласования различных противоположных точек зрения. Элементы диалектики содержатся уже в фил. учениях в Др. Китае, Индии, Греции. Гераклит представлял мир как огонь мерами возгорающий мерами затухающий или как поток реки, в который нельзя войти дважды. Всё в мире развивается, все явления взаимосвязаны между собой. У греч. философов преобладала идея круговорота: всё в мире подвержено циклическим возвратным изменениям, главенствует идея о <золотом веке>. В христианской фил. истории возникает представление о временной направленности (у Августина). Это положило начало пониманию развития как качественных изменений. Важный шаг к идее развития мира внёс Декарт. Бог создал мир и дал ему импульс развития. Декарт не распространял развитие на общество. Эпоха буржуазных революций пробудила интерес к истории. Французские просветители Вольтер, Руссо выдвинули идеи исторического развития. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе.В немецкой классической Ф. диалектика предстала в виде стройной теоретической модели. Её развивали Кант, Гегель.Кант применил понятие развития к Солнечной системе. Поставил вопрос о развитии нравственности. Гегель разработал с позиции объективного идеализма целостную концепцию развития и прежде всего исторического развития человечества.
44. Принципы диалектики и их сущность.
Основные принципы диалектики:1) Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия. Связь - это такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в первом сопровождается изменениями в другом. Все в мире взаимосвязано между собой; Всеобщая мировая связь непрерывна и вечна. Каждому структурному уровню материи соответствуют свои органы связи. Сущ. связи м/у основными структурными уровнями материи, м/у различными формами движения материи. Закон - существенная, необходимая, устойчивая, постоянно повторяющаяся связь м/у явлениями. 2) Принцип развития: Мир рассматривается не из готовых законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов. Предметы, кажущиеся неизменяемыми находятся в непрерывном изменении, возникают и уничтожаются. Из всех процессов складывается движение как атрибут материи. Хар-ки отдельных сторон движения: - развитие- круговорот- прогресс- регресс- самодвижение- саморазвитиеЧерты развития:? необратимость? обновление? преемственность? направленность? цикличность? объективность? всеобщность? противоречивость3) Принцип детерминизма 4) Принцип объективности рассмотрения5) -//- конкретности истин.
45. З-н перехода кол-веных и качественных изменений.
Мир многообразен. Это мн-во предметов с различными св-вами. Св-во - сторона предмета, обуславливающая его сходство и различие с др. предметами, проявл-щаясся во взаимодействии с ними. Св-ва вещей объективны. Специфические св-ва вещей - признаки. Неотъемлемые - атрибут. Кач-во - внутренняя определенность предмета, проявляющаяся в целостной харак-ке его существенных св-в при взаимодействии его с др, предметами. При утрате кач-ной определенности предмет перестает быть самим собой. Кол-во - философская категория, выражающая такую определенность пр-та, кот. характеризует его с т-ки зрения числа, величины, объема, темпа протекания процессов. Кво - кач-во в его пространственно-временном аспекте. Не сущ, отдельно кач-во и кол-во. Мера - диалектическое единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-нных изменений, в пределах кот. сохраняется кач-ная определенность предмета. Суть закона: постепенные кол-ные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие его основных черт при достижении границ меры приводят к кач-ным изменениям. Не кол-во переходит в кач-во, а одно кач-во - в др. кач-во путем кол-ных изменений. Происх. нарушение старой меры и установление новой. З-н носит всеобщий универс. хар-р, раскрывает многокачественность мира и механизм развития.Переход от одного кач-ва к др. происх в рез-те нарушения меры, в виде скачка. Скачки бывают взрывные ( с ярко выр. границей перехода от одн. кач-ва к др.), постепенные.Понятие скачка относительное. Необх. учитывать, относит-но чего рассматривается скачок, уч. масштаб кач-го изменения.