Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по философии (стр. 8 из 9)

55. Философские учения об истине.

Истина - соответствие наших знаний действительности. Истина объективна по своему содержанию и источнику. Объективная истина - такое содержание наших знаний - кот. не зависит от ч-ка. Объективная истина выступает как диалектический процесс взаимод. абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина - это цель, к кот. стремится познание. Она не достижима. Но нет пределов все более полного овладения ею. Абсолютная истина - моменты абсолютного не приходящего знания в составе знания относительного. Абсолютная истина - вечные истины, т.е. истины факта, кот. не ставятся под сомнения.Относительная истина - такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершённостью, не является полным, рано или поздно подвергается уточнению. В каждой относительной истине содержится момент истины абсолютной.Релятивизм абсолютизирует относительность знаний. Догматизм - момент устойчивости знаний. Из диалектики относительной и абсолютной истины вытекает принцип конкретности истины. Он требует подходить к объекту познания с учётом реальных условий.Практика - критерий истины. Как критерий практика - это единство абсолютного и относительного. Относительность практики - её историческая ограниченность.Различные теории об истине:1. прагматизм - критерий истины - польза, удобство2. богданов считал, что критерий истины - общепризнанность3. конвенционализм - берёт за истину условное соглашение людеё4. неопозитивизм и постпозитивизм вводят принцип верификпции и принцип фальсифицированностиПринцип верификации - истинное суждение - то, что хотя бы косвенно подтверждается опытомПринцип фальсифицированости - истинное суждение - то, что выдержало все попытки опровержения.Знания можно оценить сточки зрения лжи и сточки зрения пользы. Истина не всегда совпадает с пользой.В знаниях о человеке и обществе субъективный момент больше, чем в знаниях о природе. Знания в этих сферах более альтернативны как и содержание самой действительности, но объективная истина и здесь имеет место.

56. Роль практики в познании.

Практика - предметная деятельность людей в процессее которой они осваивают и приобретают природные или специальные силы.

Выделяют следующие формы практики:

1. Производство

2. Деятельность по преобразованию общественных отношений.

3. Научный эксперимент.

Функции практики:Практика - это основа, движущая сила, конечная цель познания и критерий истины. Потребности практики породили различные науки. Итоги познания используются в практической деятельности людей. Практика всегда является подтверждением истины.Но теория обладает и внутренней логикой развиия.

57. Диалектика чувственного и рационального в познании.

Общее направление процесса познания выражается в формуле <От живого созерцания к абсолютному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины>. Тут выделяется две ступени познания: - чувственная - логическаяВ истории фил. было два направления абсолютизирующие ту или иную ступень познания:- сенсуализм (чувственные познание абсолютизируется)- рационализм (абсол-ция логической ступени познания)Кант рассмотрел эти ступени познания в единстве, говорил о двух стволах познания: чувственности и рассудке. Генетически первой ступенью познания явл. чувственное. Формы чувственного познания: - ощущение- восприятие- представлениеФормы логического познания:- понятие - суждение- умозаключениеПонятие - форма мышления, в которой предметы отображаются в их общих существенных признаках. Понятия имеют разл. глубину и степень общности. Понятие первоначально всегда связано с процессом матем. практики. Суждение - форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается. Отношения м/у суждениями и понятиями диалектичны. Суждение явл. истинным, если отображает действ-ую связь предметов.Умозаключение - форма мышления, когда из двух или нескольких суждений с логической необходимостью получают новые суждения.Различают три вида умозаключений:- индивидуальное (от частного к общему)- дедуктивное (наоборот)- традуктивное (когда вывод идет от знания одной степени общности к знанию той же степени общности)Чувственное и рациональное познания диалектически взаимосвязаны. Любое чувственное созерцание ч-ком мира предполагает, что ч-к меняет уже имеющиеся знания. Большую роль в познании играет интуиция.

Интуиция - прямое постижение истины без предварительного логического доказательства, когда промежуточные сведения аргументации отсутствуют. В интуиции проявляется единство чувственного и логического познания.

58. Наука как специфическая форма познания.

Этапы развития науки.Наука - система исследовательской деятельности общества, направленная на пр-во новых знаний о природе, обществе и человеке. Наука как специфический тип духовного пр-ва, как соц. институт возникает в Новое время (XV - XVII вв.).Развитие капитализма влияет на возникновение науки через господствующую идеологию - протестантизм. Протестантизм перестраивает обыденное сознание в духе рационализма и практицизма. Успех в делах объявляется богоугодным делом.Науки - естественные и общественные. Ряд наук изучает сам процесс познания - логика, философия и т.д.Основные особенности научного познания:1. обнаружение объективных законов действительности. Цель научного познания - объективная истина.2. наука ориентирована на воплощение в практике3. результат научного познания - целостная развивающаяся система понятий, теорий и т.д.4. особый язык науки - категориальный аппарат5. наука работает с идеальными объектами6. занятие наукой требует особой подготовки субъекта познания7. наука формирует знания о методах научного познания, т.е. методологиюОтличие науки от обыденного познания:1. форма организации научного знания - рационально-логическая, позволяющая представить знание в правиле, формуле и т.д.2. наука ориентируется на познание сущностиОтличие науки от искусства - худ. образ содержит отпечаток личности, субъективный момент, а наука отгораживается от субъективизма.Этапы развития науки:(науке предшествует протонаука, доклассический этап. Зарождаются элементы науки.I. классическая наука ( XVII - XIX вв.). господство объектного стиля мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изученияII. неоклассическая наука ( 1 половина XX в.). Отвергание объективизма классической науки, осмысливание связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельностиIII. пост неоклассическая наука ( 2 половина XX в.). учитывание соотнесённости знания об объекте с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Характерная черта - универсальный эволюционизм, объединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет развитие на все сферы бытия.

59.Формы и методы научного познания

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания.Методология - учение о методах.В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений:- философия науки- материалистическая диалектика- феноменология- структурализм- пост позитивизм- герменевтика - теории интерпретации текстаЛюбой метод разрабатывается на основе определённой теории.Классификация методов научного познания:I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познанияII. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследованияIII. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания.Методы эмпирического исследования:- наблюдение- эксперимент- сравнение- измерениеНаблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов.Измерение - даёт количественную сторону явления.Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент - мысленный и с помощью приборов.Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов.Методы теоретического исследования:1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа: 1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковыеОбще логические методы познания:- анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части- синтез - воссоединение целого из частей- индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер- дедукция - рассуждения от общего к частному- аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах- абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств- обобщение - установление общих признаков ряда объектов