Захарченко М.В.
Традиционность как характеристика социального действия
Макс Вебер развивает понятие традиции как аспекта или стороны целерациональной цивилизации. На наш взгляд, это понятие очень удачно передает понимание традиции из точки наблюдения "современности". Для такого наблюдателя, как мы видели, традиция имеет исключительно отрицательное культурное значение, он видит ее как стереотипизированное действие, лишенное рефлексии и творческого импульса. Мы дадим ему типологическую интерпретацию как понятия социальной традиции.
Понятие традиции, предложенное Вебером, указывает место традиции в конструктивном порядке целерациональной цивилизации и достаточно хорошо разъясняет, почему традиция является "отрицательной ценностью". Предметом исследовательского внимания Вебера является сфера социальных явлений, именно поэтому мы назвали этот тип "социальной традицией", разумея проекцию многомерного феномена традиции в пространство социальности в ее веберовском понимании.
В теоретических конструкциях Вебера совокупность интересующих нас исторических связей распределена между двумя типическими понятиями: ценностно-рациональная цивилизация и традиция. Обратимся к анализу понятия традиции. Вебер конструирует его в контексте теории социального действия. В основание конструкции "рационального сообщества" полагается индивид, способный к исчислению своих действий и действий другого индивида. Взаимодействие индивидов в рациональном сообществе - это взаимное действие, опосредованное рациональным исчислением и расчетом. Практический идеал либерального сознания состоит в том, чтобы "традиция" была постепенно изгнана из сообщества, построенного на рациональных основаниях. Этого, однако, не происходит. Вебер убедительно демонстрирует, что в рационально организованном сообществе "традиционное" действие не только не сходит постепенно на нет, но разрастается по мере дифференциации и усложнения рациональной организации общества; люди, действующие "по традиции", продолжают составлять значительную часть общности, рационально организованной.
Понятие социального действия является важным конструктивным элементом социальной теории Вебера. Социальное действие - это действие, которое по смыслу соотносится с действием других людей. Если я строю свое действие сознательно, ожидая ответного действия от кого-либо другого, сознательно ориентируюсь на какой-либо образец поведения, если я интерпретирую действие другого человека, как-то "понимаю" его, вижу в нем некоторый "смысл" и своим действием отвечаю на него, мое действие носит характер социального. Социальное действие Вебер отличает от действия "массово- единообразного" и действия "реактивного". Если множество людей единообразно реагируют на некоторое воздействие (так, если - пример Вебера - они одновременно открывают все вместе зонты на улице при первых признаках появления дождя), действие не является социальным, поскольку его побудительным мотивом явилось не действие других людей, а общая для всех внешняя причина ( в примере Вебера - для действия каждого из толпы причиной действия явился дождь, а вовсе не то, что сосед открыл зонтик). Такое действие можно назвать массово-единообразным. Если человек действует так, что на его поведение оказывает влияние действие другого человека, однако он просто реагирует на него, не соотнося свое действие по смыслу, то есть не опосредует свою реакцию сознанием, следует говорить о действии реактивном, но не о социальном.
Вебер четко проговаривает, что эмпирически далеко не всегда можно отличить действие, которое совершается как простая реакция на обстоятельства, то есть действие реактивное или массово-реактивное, от действия, которое производится в результате осмысленной ориентации на другого. Более того, он указывает, что ориентация на поведение других и смысл собственного действия далеко не всегда могут быть человеком осознаны хотя бы частично, а тем более осознаны полностью. Таким образом, действие реактивное и действие осмысленное не могут быть всегда вполне точно разграничены не только извне, но и изнутри, в собственной рефлексии. Несмотря на это, Вебер настойчиво указывает на необходимость четко провести здесь концептуальную границу.
Итак, социальное действие - это действие осмысленное, осознанно ориентированное, соотнесенное с действиями другого человека или других людей. Тип этого соотнесения, однако, может быть разным. Вебер дает следующую классификацию социального действия по типу ориентации (или мотивов):
1. целерациональное,
2. ценностно-рациональное,
3. аффективное,
4. традиционное.
На самой границе, разделяющей действие "социальное" и "реактивное" лежат действия "традиционные" и "аффективные". Они как бы и не вполне социальны, они часто находятся за пределами того, что "осмысленно", осознанно ориентировано. Действие традиционное основано на длительной привычке. Часто это только автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки. Большая часть привычного повседневного поведения людей близка данному типу. Традиционное поведение интересно не только тем, что представляет собой "пограничный случай" социального поведения, но и потому, что верность привычке может быть осознана различным образом и в различной степени. В ряде случаев поведение традиционное близко поведению аффективному. Действие аффективное также находится на границе того, что осмыслено, оно может быть не знающим препятствием реагированием на необычное раздражение. Осознанное аффективное действие состоит в сознательной эмоциональной разрядке (в этом случае говорят о сублимации).
Вполне социальные действия Вебер группирует в два различающихся типа. Ценностно-рациональная ориентация действия состоит в осознанном определении своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на нее. Свойство ценностно рациональных действий в том, что они не ориентированы на достижение какой-либо внешней цели. Важен сам характер действия, определенный как таковой. Ценностно ориентированное действие подчинено представлениям о долге, красоте, истине. Ценностно действующий индивид подчиняет свое поведение тем или иным заповедям. Целерациональное действие состоит в том, что индивид сознательно ориентирует свое поведение на достижение определенных целей. Он рационально рассматривает отношение средств, желаемой цели и побочных результатов, рассчитывает и оценивает. Выбор между конкурирующими целями может быть и ценностным - тогда поведение целерационально только по своим средствам.
Социальным отношением Вебер называет поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентированное на эту соотнесенность. Так определенное, социальное поведение носит доступный осмысленному определению характер. В социальном отношении присутствует отношение одного индивида к другому. Содержание его может быть любым: это вражда, борьба, выполнение соглашения или уклонение от него. Социальное отношение есть там, где действие взаимно и сознательно ориентировано на поведение другого человека или других людей, так что каждый из действующих индивидов предполагает, что у его партнера налицо такая или иная установка в отношении к нему самому и действует в соответствии со своим ожиданием. Социальное отношение сохраняет свое качество "социального", даже при условии, что каждый из участников связывает с ним свой смысл, не совпадающий со смыслами других участников. Тогда социальное отношение оказывается односторонним для каждого из его участников. Однако оно продолжает иметь силу в качестве социального отношения до тех пор, пока не исчезает возможность воспроизведения определенных типов осмысленно ориентированного социального действия.
Традиция в структуре социального порядка
Устойчивое воспроизведение определенных типов социального действия Вебер связывает с понятием установленного социального порядка. Метод, предлагаемый Вебером, предполагает взгляд на социальный порядок как на рациональную конструкцию, которая, постепенно усложняясь, строится из исходных кирпичиков - социальных отношений. В рамках этого метода мы принуждены смотреть на социальный порядок как на установленный посредством согласия индивидуумов, каждый из которых соотносит свое действие целерационально с действиями других людей. В этом пункте Вебер ясно продолжает линию либеральной политической мысли, которая занималась конструированием рационального общественного порядка. Установленный социальный порядок имеет силу до тех пор, пока люди в своих действиях ориентируются на ожидания ответных действий, предполагаемых в рамках данного порядка. В той мере, в какой в пределах удовлетворяющей вероятности эти ответные действия следуют, люди продолжают ориентироваться на такие ожидания и признают установленный порядок существующим, в такой мере этот порядок действительно существуют. Разрушение же установленного порядка можно фиксировать в той мере, в какой ответные действия перестают соответствовать ожиданиям, отвечающим данному порядку, вследствие чего люди перестают действовать так, как если бы этот порядок все еще существовал.
"Установленный порядок" рационален в том смысле, что он сконструирован в предположении о том, что индивиды будут действовать целерационально. Рациональный "смысл" установленного порядка, однако, доступен далеко не каждому из тех, кто действует в предположении о его существовании, или тех, кто поддерживает его. Вебер замечает: по мере все увеличивающейся дифференциации общественной жизни общественные установления все сложнее, и участвующие в данном порядке индивиды все менее способны ухватить их рациональный смысл, довольствуясь смыслом эмпирическим в той мере, в какой знание этого смысла может уберечь их от неприятностей. Что есть эмпирический смысл установленного порядка? Это не что иное, как ожидания, которые в среднем с некоторой степенью вероятности следуют из того, что этот порядок был некогда создан , а теперь усредненно интерпретируется и гарантируется аппаратом принуждения. Так понятый эмпирический смысл лучше всего известен тому, кто намеревается действовать вопреки ему, а тем самым "нарушить" его или "обойти". Нарушитель установленного порядка, однако, отнюдь не разрушает его, он как раз строит свои действия в полном соответствии с ожиданиями ответной действенности данного порядка.