Ценности изучаются под различным углом зрения раз личными науками. Особая роль в их исследовании принадлежит философии, культурологи, этике. Социологию ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определяющую роль в регуляции социальных взаимодействий. Для того чтобы оценить, определить, что значимо, а что нет, что полезно, а что вредно, что является добром, а что злом, т. е. для выявления ценностей человек должен применить определенные критерии, мерки, по которым будет произведена оценка объекта. Вот эти-то критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре Их принято называть ценностями, и они являются определяющим элементом культуры, ее ядром. Правда, не следует путать ценность как идеальное, воображаемое, как критерий с самим объектом, предметом, который уже признан ценным, ценностью для человека. Именно в последнем смысле слова принято говорить о приобретении материальных ценностей.
Культура, рассмотренная в сугубо ценностном аспекте, — это своеобразный социальный механизм, который выявляет, систематизирует, упорядочивает, адресует, воспроизводит, сохраняет, защищает, развивает и передает ценности в обществе.
В социальной системе ценности выполняют ряд функций Они выступают как: 1) желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной общности, общества) состояние социальных связей, содержания идей, художественной формы и т. д.; 2) критерий оценки реальных явлений; 3) смысл целенаправленной деятельности; I) регуляторы социальных взаимодействий; 5) внутренние побудители к деятельности. Другими словами, ценность и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает, мотивирует на конкретные действия.
Таким образом, ценности представляют собой сложный мир. Но мы ограничимся рассмотрением ценностей, выступающих регуляторами взаимодействия людей в обществе, т. е. социальными ценностями.
Социальные ценности — это разделяемые обществом или Радиальной группой (т. е. более или менее общепризнанные) убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные ценности отвечают на вопрос: как относиться к тому, что уже есть, и к тому, что может быть. Среди социальных ценностей следует различать ценности экономические, нравственные, политические и эстетические. Данные ценности в рамках той или иной культуры существуют прежде всего как целостность, система. Выражение этой целостности проявляется в менталитете общества, а так же в общей логике, характерной для данной системы ценностей: ее подчиненности материальной чувственности или задачам духовного совершенствования, идее коллективности или индивидуальной свободы и ответственности. Фундаментом, основанием каждой системы ценностей выступают нравственные ценности, в которых представлены 'желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в предельно личностно значимой, адресованной к самому человеку форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье. Нравственные ценности, пронизывая всю систему ценностей, апеллируют к свободному выбору человека и подкреплены внутриличностными, наиболее глубокими формами контроля (совесть, стыд, покаяние и т. д.).
Значительными различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества. Эти специфические черты выражают особенности социальных функций, выполняемых той или иной социальной группой, в них представлены желательные для ее представителей варианты общественного устройства и т. д. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность человеческой жизни, ценность мира для людей, а также на базе общественных (общенациональных, общенародных) ценностей, признающих приоритетность сохранения единства нации, целостности государства и т. д.
.Заключение
Культура в жизни человека играет весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверие, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено для уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека с порожденной им культурой.
Список литературы
1. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учебное пособие. - Ростов- н/Д., 2000.
2. Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1999.
3. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. – М., 2003.
4 Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М ., 1996.