Смекни!
smekni.com

Тема творчества в философии Н.Бердяева и И. Ильина (сравнительный анализ) (стр. 2 из 2)

Безусловно, Ильин говорит об откровении, которое является человеку в процессе углубления в себя, о том, что можно было бы назвать вдохновением. Если говорить на языке психологии, то творческое вдохновение, или интуицию, или творческое откровение, обычно относят к области бессознательного. И Ильин пишет, что когда поэт предается творчеству, то, «чтобы настигнуть ушедшую от него тайну мира, он вслед за нею тоже как бы «засыпает», «в нем засыпает его трезвое и беспомощное дневное сознание», «этот… «субъект»… «исключается» как орган познания», и этим «освобождает место новому, с виду «сонному», на самом же деле вдохновенному и проникновенному духовному созерцанию» - «тогда в душе просыпаются иные, окрыленные силы и перед нею раскрываются иные пространства» (4, с. 622). Как пишет Ильин, поэт как бы вступает в новый мир, а, может быть, это новый мир вступает в него и овладевает им; и поэт «теряет себя в ткани этого мира» (4, с. 623). Для Бердяева исключение субъекта немыслимо из творческого акта и процесса познания, ибо только субъект, только личность может познавать и творить. Личность всегда неповторима и индивидуальна и уникальна в своей деятельности, а всякий акт, по Бердяеву, - акт творческий.

Однако роль творческого человека, по Ильину, не сводится только к «трансляции», передаче божественной сути, к бессознательному пребыванию в подчиненном состоянии по отношении к божественной идее. В таком состоянии, по мнению Ильина, творить, сочинять, создавать новые образы он не может – он может лишь неотрывно созерцать; «но это состояние не может и не должно слишком долго продолжаться; иначе поэт может не вернуться больше в жизнь…»: он, конечно, будет продолжать существовать, но будет «не от мира сего». Таким образом, получается, что бессознательное владеет творцом лишь в процессе созерцания или вдохновения, но, выйдя из этого состояния, пораженный увиденным, «он проверяет себя той высшей необходимостью, которая открывается ему в духе; он наслаждается воссозданием Вечного, он радуется, чуя отблеск Божией благодати в своем сознании» (4, с. 623) и стремится донести его до других, - и это уже вполне осознанный процесс обличения в форму, когда «все собранное и сбереженное желает найти себе верное выражение, глубокое истолкование, прекрасное обличие, художественную форму….» (4, с. 623), и творящий человек сам выбирает эту форму – слова, звуки, краски. Все, что создает художник, все содержание его произведений – не от него и не его, а через него; но форма, в которую он облекает это содержание – это то, что он должен сделать сам. Кроме того, каждый раз, когда Ильин пишет о предназначении творческого человека, он всегда говорит о реализации и воплощении овладевшей художником идеи: «Когда Божии творческие идеи ниспадают из Его вечного лона в хаос грешного и неустроенного мира, то их подхватывает бурный тог смятения, искажает их совершенство и растерзывает их дивный состав. Отсюда возникает высокое задание: узреть каждую из этих идей в ее полном и целостном составе и восстановить ее в зрело-совершенном виде» (3, с. 399). Или: «каждого творческого человека можно сравнить с ищущей Изидой: он не создает, а лишь воссоздает Божию идею и радуется возможности помыслить Божий замысел, верно узреть «закон Божий» и осуществить его…» (3, с. 399). Для Бердяева также, как я уже писала выше, творец должен быть активной личностью: сама личность предполагает деятельность, без которой личность разлагается.

Воплощение – это то же обличение в форму. Чтобы сделать доступным эту идею для других, чтобы другие узнали ее, творец должен «поделиться» ей, а единственный способ выразить то, что у тебя внутри, это придать ему материальные очертания (книга, картина, ноты) – это то, что также художник делает сам. Собственно познать сущность бытия могут все. Естественно, это напряженный труд, который, как признает Ильин, под силу далеко не каждому. Но проникшись сутью мироздания еще и не каждый может выразить то, что он узрел, в художественной форме – этим и отличается поэт, композитор или художник от других. Но выразив «самосуть», ему всегда кажется, что он выразил ее неполно, что он «растеривает по дороге», и он понимает, что «приносит с собой заряд, сокровище, которое он никогда не сможет исчерпать описанием и оформлением» (4, с. 624).

Против материализации, объективирования творчества возражает Бердяев: по его мнению, как раз в этом-то и заключается трагедия творчества – мы создаем только предметы культуры, «опредмечиваем» и объективирует нашу духовную сущность, духовное содержание. И пока это так, ничего принципиально нового мы не создадим: это не творчество – а объективирование. Ильин, впрочем, также не приемлет современное ему искусство и творчество, однако по другой причине – оно «без сердца» и потому не является истинным, а лишь «красочными пятнами» и «звуковыми пряностями» (3, с. 349).

По Ильину человек является посредником и «возвестителем» между предметом созерцания (божественной сущностью) и другими людьми, которые могут услышать в нем «арфу Божию». Человек-творец может и должен помочь «беспомощным в земных сумерках» людям, которые не добиваются высшего; он должен «созерцать, вынашивать и отдавать, рассылать во все стороны свои лучи» (3, с. 197), ибо проникшись божественной сущностью, он стал ей сопричастен, «он приобщился к сокровенному естеству мира и воспринял его священную самосуть» (4, с. 623), он сам уподобился Богу в умении творить и воплощать в своих творениях его сущность, и через его творения теперь говорит Бог.

Дух человеческий не призван к тому, чтобы быть только возможностью, а призван к живому творчеству, он должен «будить в людях потребность в чистом воздухе Божиих пространств» (3, с. 397). Творчество должно быть не пассивной, а активной деятельностью: воспроизводя заложенное Богом, человек должен воплощать его в мире, наполнять им мир и распространять среди людей. Человеку недостойно пребывать в бездействии и пассивности – «он призван овладеть своей душой и ее слабостями, освобождать себя из состояния духовной слепоты и творчески слагать свою новую судьбу перед лицом Божиим» (3, с. 343).

Выходит, что творец Ильина скорее просветитель, чем строитель; он «призванный воспитатель своего народа» (3, с. 397). Его назначение состоит в том, чтобы сначала самому проникнуть в божественную сущность и из глубины своего сердца сотворить сначала себя самого на обновленном «уровне», а затем открыть этот путь очевидности другим. Но как человеку понять, действительно ли он нашел тот единственный верный путь, что он созерцает «предмет» и видит его верно, что он «укоренился» именно в субстанции, а не в своей личной выдумке»? «Отвечать на этот вопрос каждый творческий человек должен своими созданиями и своей личной жизнью: ибо настоящая предметность свидетельствует сама за себя, и свет, идущий из субстанции, из Божественной ткани мира, светит благодатно и убедительно» (4, с. 622).

Таким образом, выход из сложившегося кризиса для Ильина заключается в духовном обновлении: «Преодолеть этот кризис можно только одним способом: вернуться к этим чистым и благородным источникам духовного опыта, пробудить их и творчески зажить ими» (3, с. 341). Само слово «возвращение» для Бердяева неприемлемо: человек не должен никуда возвращаться, наоборот, он должен освободиться от прошлого «мира» и начать строительство нового бытия.

В целом, на мой взгляд, различие позиций Ильина и Бердяева в отношении понимания творчества можно выразить следующим образом: у Ильина Бог в предмете, который воспринимает человек; у Бердяева Бог в человеке, который создает «предметы» своим творчеством. Человек Ильина все же «меньше» Бога и даже «меньше» «предмета» и своих творений, у Бердяева – человек равен Богу, и если не выше, то, по крайней мере равен своим созданиям. По Бердяеву творчество – всегда создание «из ничего» (5, с. 116), а не «переход мощи творящего в иное состояние», как получается у Ильина. Ильин сам накладывает на творчество некое «ограничение» в виде самого человека, который углублением в себя не способен к выходу за свои пределы и, следовательно, создавать нечто новое. Поэтому для Ильина творить означает воспроизводить. Однако, несмотря на разность позиций двух философов, они в определенной степени дополняют друг друга: создать новое бытие, «новую Землю и новое Небо» невозможно, не преобразив сначала себя изнутри, не создав это новое бытие в себе.

Список литературы

Иван Ильин. «Религиозный смысл философии», Три речи, М., из-во АСТ, 2003г.

Иван Ильин. «Религиозный смысл философии», Путь духовного обновления, М., из-во АСТ, 2003г.

Иван Ильин. «Религиозный смысл философии», Путь к очевидности, М., из-во АСТ, 2003г.

Иван Ильин. «Религиозный смысл философии», Поющее сердце, М., из-во АСТ, 2003г.

Николай Бердяев. «Смысл творчества», из-во «Фолио», 2002г.