Смекни!
smekni.com

Философские категории как отражение действительности в процессе познания (стр. 1 из 5)

ATC 97-021

Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения

Реферат

по

философии

«Философские категории как отражение действительности в процессе познания»

Выполнил: студент II го курса

Балахонов Игорь Евгеньевич

Южно-Сахалинск 1998

Вопросы:

Понятие категорий диалектики.

Основные категории диалектики в их конкретных характеристиках.

Сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность и др.

План:

1. Зачем нужна философия?

2. Категории философии.

3. Основные принципы диалектики.

3.1 Принцип развития

3.2 Принцип всеобщей связи

3.3 Принцип историзма.

3.4 Принцип причинности.

3.5 Принцип системности.

4. Категории диалектики.

4.1 Целое и часть.

4.2 Форма и содержание систем.

4.3 Сущность и явление.

4.4 Причина и следствие.

4.5 Необходимость и случайность.

4.6 Возможность и действительность.

4.7 Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.

1. Зачем нужна философия?

Ответ на этот вопрос заключен в содержании тех функций, которые, спо­собна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, к искусству, другим явлениям социальной действительности.

Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения; мифологическое, религиозное, художественное, натуралистическое, обыденное. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, а внутри нее, в отличие от натуралистской формы - имеет специфичный категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую–либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как целый комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Философы по-разному понимали и понимают всеобщую сущность мира, всеобщую субстанцию, но если они хотят мыслить как философы, если они хотят размышлять о природных, социальных, познавательных, нравственных, эстетических и других явлениях именно на философском уровне обобщения, они обязаны по роду своей профессии рассматривать эти явления не иначе, как в отношении ко всему миру, к общей субстанции, описывая эти явления не в их частично особенной форме, а буквально как индивидуально своеобразные проявления всеобщей субстанции.

Реализовать указанное понимание философии в виде логически цельной теоретической системы возможно только с позиции диалектики.

2. Категории философии.

Что есть принципы, законы и категории диалектики? Они есть не что иное, как всеобщие формы бытия и познания. А разве без познания последних, без обсуждения и анализа выражающих их понятий возможна философия? Нет, конечно. Без диалектики невозможна философия как наука. Диалектика есть теоретическая основа, ядро, скрепа всего философского знания.

Все, что человек знает об окружающем его мире и о себе самом, он знает и о себе самом, он знает в форме понятий и категорий. Не только в процессе научного исследования, но и в обыденной жизни, в своей практической деятельности человек мыслит не конкретными чувственно воспринимаемыми образами предметов, а более сложными отображениями этих предметов - понятиями.

Основные понятия, отражающие наиболее общие существенные свойства и качества, стороны и отношения какой-либо области действительности и познания, называются категориями.

Человечеством на основе практики и познания выработаны такие понятия, которые имеют еще более широкое значение, чем категории специальных наук. Эти понятия употребляются во всех без исключения областях знания, поскольку отражают и фиксируют наиболее общие и наиболее существенные черты объективной действительности и познания. Это – философские категории, универсальные понятия.

В характеристике категорий философии необходимо выделять следующие основные моменты:

1) объективное, предметное содержание категорий (категории – определения бытия, формы отражения всеобщих свойств бытия);

2) категория как итог познавательской и практической деятельности людей;

3) категории как опорные пункты дальнейшего познания и практического преобразования действительности (гносеологический аспект):

4) категории как средство метода познания (методологический аспект);

5) философские категории как формы мышления, как категории логики (логический аспект категорий);

6) диалектическая сущность категорий (подвижность, изменчивость, связь и переходы категорий друг в друга).

Ниже приводятся оригинальные системы категорий Аристотеля и Канта.

Категории Аристотеля (384 –222 до. н. э.);


1)

Качество

2)

Количество

3)

Отношение

4)

Место

5)

Время

6)

Действие

7)

Страдание

8)

Состояние

9) Обладание


Все эти 9 категорий овечают на вопрос:

Каковы свойства вещи?

Категории Канта (1724 – 1804)

I группа

1. Количество

2. Единство

3. Множество

4. Всеобщность

II группа

1. Качество

2. Реальность

3. Отрицание

4. Ограничение

III группа

1. Отношение

2. Субстанция и аксиденция

(временное, нисходящее, не-

существенное свойство вещи)

IV группа

1. Модальность

2. Возможность – невозможность

3. Существование – несуществование

4. Необходимость – случайность

3. Основные принципы диалектики.

Под принципом понимается вообще всякое основание, наиболее широкая идея, лежащая в основе объяснения бытия, его познания, объяснению Современная философия использует ряд принципов; 1) принцип развития; 2) принцип всеобщей связи 3) принцип историзма; 4) принцип причинности; 5) принцип системности и. т. д.

3.1 Принцип развития.

Чем глубже мы всматриваемся в окружающий мир, тем все больше отмечаем его постоянное движение и развитие. Мир состоит из незавершенных идей, предметов, явлений. Истина есть процесс. Философия – дочь своего времени. Движение материи как способ ее существования в соединении с принципом всеобщей связи дает общую идею развития мира. Диалектика как комплексное учение о развитии на всем видит печать падения, исчезновения, гибели. Вечен только процесс движения, развития.

Различают восходящее развитие – это путь от простого к сложному, более совершенному, тоньше организованному, информационно емкому, с богатой структурой.

Нисходящее развитие в материальной и духовной сфере – это путь разложения, “мельчания”, обеднения.

Говоря о принципе развития, необходимо обратить внимание на наличие разных подходов к самой идее развития, ее технологии. Антидиалектики, метафизики тоже полагали, что развитие имеет место. Но они не видели причину развития в самом фундаменте материи. Развитие объектов рассматривалось как нечто окончательное, застывшее, а не как процесс.

Диалектическая концепция развития показала источник развития – самодвижение, саморазвитие материи, всего сущего.

Внутренняя причина самодвижения заключена во взаимодействии противоположных сторон, сил, тенденций.

3.2 Принцип всеобщей связи

.

Все предметы, объекты, процессы, окружающие нас, находятся в самых разнообразных связях, отношениях. Любой предмет – часть бесконечной цепи. Связь, объединяющая все предметы мира, носит универсальный, всеобъемлющий характер. Принцип связи отражает организованность, системность мира. Все связано со всем, все формы движущейся материи также взаимосвязаны, начиная от дозвездных структур и кончая живыми, биологическими формами. Связь отражает зависимость между явлениями, регулирует взаимообусловленность их сосуществования и развития.

Отношение – одна из форм связи, всеобщей взаимосвязи предметов и явлений.

Тип связи отражает уровень организации материи. Так в неорганическом мире проявляет себя связь притяжение – отталкивание. В обществе действуют инварианты этого же, преломленные через социальные формы бытия: симпатия – антипатия, классовая борьба, содействие, противодействие и др.

Формы связей бывают внешние и внутренние, непосредственные и опосредованные, генетические и функциональные, пространственные и временные, случайные и закономерные и др.