День был душен. От духоты не спасали ни открытые настежь окна аудитории, ни ледяная кока, которую студенты потягивали из бумажных стаканчиков. Пожилой, грузный, страдающий одышкой преподаватель, борясь с жарой и атмосферой сонливости, старательно выговаривал нечто весьма занудное, но претендующее на глобальность:
- ...Человек чувствует себя состоящим из двух частей: биологического тела и души. Его представления о душе, как правило, сводятся к тому, что он воспринимает ее как некую субстанцию, находящуюся внутри тела, не совсем понятную, но оживляющую нас, дающую нам возможность мыслить, думать, существовать. Душа существует в теле – тело живет. Потом уходит из тела – тело умирает.
Хотя, может быть и нет – тело может жить и без души, – кто знает? Говорят, есть животная душа, которая оживляет тело, она есть и в животных. А в человеке есть еще дополнительная душа. Есть еще и бездушные люди...
Разнообразие мнений и всевозможные теории, которые развило человечество, показывает, что оно не знает вообще ничего и не понимает, что же такое тело и что такое душа.
Здесь преподаватель остановился, глотнул новую порцию тяжелого жаркого воздуха, поморщился и посмотрел на аудиторию вопросительно, не спят, ли? Оказывается, нет: в середине амфитеатра слегка дернулась вверх и колом застыла рука:
- ''Если я правильно вас понял, вся человеческая наука бессильна перед проблемой: мы не знаем, кто мы такие. Так?''
В аудитории повисла тишина. У преподавателя появилось вдруг нехорошее предчувствие, но он взял себя в руки и сказал:
- ''Есть такая украинская поговорка: - ''Не лэзь поперэд батьки в пэкло''. Все узнаете, юноша''.
Торчащая рука сделала неопределенный жест и исчезла. Лектор продолжал:
- Все теории, распространенные в мире, которые человечество развило до сегодняшнего дня, можно объединить в три основные теории:
Теория веры
Эта теория говорит, что нет ничего, кроме души, или духа. Т.е. имеются тела, а есть что-то такое, что называется душой, духом. И вот это нечно спускается в тело человека и находится в нем. Тело умирает, т.е. прекращает свое существование потому, что его части начинают терять связь между собой, распадаются. А душа не состоит из многих частей, она сама по себе проста и едина. Поэтому она не может умирать, т.е. она бессмертна и существует вечно. Т.о. душа дает жизнь телу, приводит его в движение, а тело без души – это мертвая материя, в виде которой оно и предстает, когда душа покидает его.
Лектор замолчал, взял со стола бутылку того, что когда-то называлось кока-колой, отхлебнул и лишь потом, слегка опасливо, метнул взгляд в аудиторию. Рук не было, только самые усердные студенты лихорадочно двигали ручками; чтобы успеть записывать, надо было нещадно сокращать слова. Почему-то воодушевившись от молчания, лектор уже бодрее продолжал:
Теория дуализма или двойственности
По мнению ее авторов, тело является совершенным созданием, оно живет, питается, в мере необходимости заботится о продолжении своего существования и нисколько не нуждается в помощи какой бы то ни было духовной сущности. Однако тело отнюдь не считается сутью человека. Основу сути человека представляет разумная душа, которая является духовной сущностью. Т.о. сторонники дуализма утверждают, что имеется тело, и может независимо от души существовать. Такова вторая теория.''
Лектору вдруг показалось, что его внутренние органы затеяли возню меж собой, все забурлило и норовило прорваться наружу. – ''Чего это вдруг со мной''? – раздраженно подумал этот грузный человек. В очередной раз подняв глаза, он опешил. В аудитории гвоздями торчали три руки: одна мужская (тот же самый зловредный студент) и две женские. Вовремя вспомнив о всемогущих феминистках лектор ткнул пальцем в сторону самой тонкой руки:
- ''А третья теория такая же скучная?''
По аудитории, как рябь, пробежал ленивый смешок. Лектор откинув голову назад, прищурился и, вспомнив свой статус, четко проговорил: - ''Я так понимаю, девушка, что вам не терпится меня дополнить, чтобы получить зачет. Прошу кратко и по существу.'' Тонкорукая смущенно хмыкнула и села на место. Почувствовав себя снова в седле, преподаватель уверенно произнес:
'' - Теория третья:
3. Теория отрицания
Она говорит о том, что нет души, есть только тело, и только оно ответственно за поступки человека.
Т.е. есть биологические клетки, они развиваются, живут, умирают, все идет нормально. Зачем нам при этом думать о какой-то душе? Биологи принимают во внимание душу? Медики принимют во внимание душу? С какой стати говорить о душе, когда тело прекрасно существует без нее? Мы можем заменять, выращивать, пересаживать органы, - чего только мы не можем делать с телом! Мы с душой никогда не сталкиваемся, а видим просто физиологическое тело. Все управляется посредством нервов-проводов и жил, а наше ощущение разума, логики внутри мозга – это тоже всего лишь более развитые системы нашего физиологического тела.
Преподаватель даже не заметил, что голос его приобрел даже некоторую торжественность:
- ''Итак, подводим итог:
Теория первая - только душа ответственна за все.
Вторая – есть тело и душа и они вдвоем командуют человеком.
Третья – утверждает, что нет души, есть только тело и только оно ответственно за поступки человека.
- Есть вопросы?''
Лектор, почувствовав усталость от часового излияния в пустоту, угрюмо взглянул в зал. Краешком глаза заметил поднятую ту же самую мужскую руку, и вдруг почувствовал почти что ненависть к ее обладателю: - ''Что эта душа еще ищет''?
Странно, но пришедшая эта мысль испугала его своей неожиданностью. Она появилась впервые. Чтобы не зарывать себя в анализ своего состояния, он поднял голову и кивнул, разрешая вопрос:
''– Материализм полностью оправдан в мире. Потому что ничего другого нет. Подтвердить существование чего-то, что не постигаем опытным путем, мы не можем. Тогда о какой душе вообще может идти речь?''
Преподаватель вдруг ощутил возбуждение, как сыщик, напавший на след. Еще бы! Мало того, что предмет его лекции кого-то заинтересовал, но и задавший вопрос – умница. И на волне этого впечатления лектор заговорил не по книжному:
'' – Вы спрашиваете так. Откуда, почему у человека возникает порыв, желание выдумать какую-нибудь очередную теорию о душе – предмете чисто умозрительном?
- Дело в том, что у каждого человека подсознательно, на клеточном уровне, существует проблема, которую можно назвать ''оправдание жизни''. Т.е. любому из нас тяжело или вообще невозможно признать, что он лишь временный, преходящий объект, от которого ничего не остается. Ведь если жизнь всего одна, тогда она не имеет смысла, потому что конечна. Что тогда суетиться, делая разные вещи, если все равно остается горстка праха? Потому что как только человек представляет свою жизнь конечной – он или впадает в депрессию, или начинает искать ответ на вопрос о смысле жизни, оправдать ее в чем-то. Если считать существование конечным, то любое действие сейчас не имеет смысла. Нет, человек желает жить вечно, потому что жизнь, несмотря на свои сложности и страдания, дает ему глубокое, единственное, неповторимое наслаждение. От самого процесса жизни. Потому и хочет считать, что есть в нем нечто, что остается, несмотря на то, что тело умирает...''
Напряженное молчание аудитории подсказало преподавателю, что ответ удался. Его поразило, что никто не писал; все внимательно слушали. Радость охватила все существо лектора - им интересно! Интересно то, что ему самому безумно стало вдруг важно и заставило искать.
И тут его осенило:
'' - Желающие написать что-нибудь о душе, кто чувствует, что хочет, кому есть, что сказать, могут это сделать и принести мне через пару недель. Назовем эту вашу работу курсовой. Согласны?''
И, не дожидаясь ответа, он быстро опустил глаза и изнуренным жестом отпустил всех. Глядя в спины удаляющихся студентов, подумал: - ''Что со мной сегодня? Будто не я это, а кто-то во мне действует''. Мысль выплыла настолько отчетливо, словно кто-то шепнул на ухо. Он поддался неведомому до сих пор рефлексу и резко отодвинув ящик своего стола, бережно достал небольшого формата брошюру, на титульном листе которой неброско стоял заголовок: Бааль аСулам - ''Тело и душа'' и углубился в чтение.