метом"; но не говоря уже о том, что он рассматривает человека
лишь как "чувственный предмет", а не как "чувственную деятель-
ность", так как он и тут остается в сфере теории и рассматри-
вает людей не в их данной общественной связи, не в окружающих
их условиях жизни, сделавших их тем, чем они в действитель-
ности являются, - не говоря уже об этом, Фейербах никогда не
добирается до реально существующих деятельных людей, а застре-
вает на абстракции "человек" и ограничивается лишь тем, что
признает "действительного, индивидуального, телесного челове-
ка" в области чувства, т.е. не знает никаких иных "челове-
ческих отношений" "человека к человеку", кроме любви и дружбы,
к тому же идеализированных. Он не дает критики теперешних жиз-
ненных отношений... (17)
Поскольку Фейербах материалист, история лежит вне его
поля зрения; поскольку же он рассматривает историю - он вовсе
не материалист. Материализм и история у него полностью оторва-
ны друг от друга, что, впрочем, ясно уже из сказанного. (19)
Первичные исторические отношения, или основные
стороны социальной деятельности:
производство жизненных средств, порождение потребностей,
производство людей (семья), общение, сознание
...Итак, первый исторический акт, это - производство
средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей,
производство самой материальной жизни... (20)
Второй факт состоит в том, что сама удоовлетворенная
первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретен-
ное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это
порождение новых потребностей является первым историческим ак-
том... (20)
Третье отношение, с самого начала включающееся в ход
исторического развития, состоит в том, что люди, ежедневно за-
ново производящие свою собственную жизнь, начинают производить
других людей, размножаться: это - отношение между мужем и же-
ной, родителями и детьми, 1семья 0... (21)
...из всей этой дряни мы получаем лишь один вывод, а
именно, что три указанных момента - производительная сила, об-
щественное состояние и сознание - могут и должны вступить в
противоречие друг с другом, ибо 1разделение труда 0делает воз-
можным - более того: действительным, - что духовная и матери-
альная деятельность, наслаждение и труд, производство и пот-
ребление выпадают на долю различных индивидов; добиться того,
чтобы они не вступали друг с другом в противоречие, возможно
только путем уничтожения разделения труда. (24)
Общественное разделение труда и его следствия:
частная собственность, государство,
"отчуждение" социальной деятельности
...Вместе с разделением труда дано в то же время и
1распределение 0, являющееся притом - как качественно, так и
количественно - 1неравным 0распределением труда и его про-
дуктов; следовательно дана и собственность, зародыш и пер-
воначальная форма которой имеется уже в семье, где жена
и дети - рабы мужчины. Рабство в семье - правда, еще очень
примитивное и скрытое - есть первая собственность, кото-
рая, впрочем, уже и в этой форме вполне соответствует оп-
ределению современных экономистов, согласно которому
собственность есть распоряжение чужой рабочей силой. Впро-
чем, разделение труда и частная собственность, это - тож-
дественные выражения: в одном случае говорится по отноше-
нию к деятельности то же самое, что в другом - по отноше-
ниюк продукту деятельности.
Далее, вместе с разделением труда дано и противоречие
между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и об-
щим интересом всех индивидов, находящихся в общении друг с
другом... (24)
Именно благодаря этому противоречию между частным и
общим интересом последний, в виде 1государства 0, принимает са-
мостоятельную форму, оторванную от действительных - как от-
дельных, так и совместных - интересов, и вместе форму иллюзор-
ной общности. (25)
Развитие производительных сил как материальная
предпосылка коммунизма
...С другой стороны, это развитие производительных сил
является абсолютно необходимой практической предпосылкой еще и
потому, что без него имеет место лишь всеобщее распространение
1бедности 0; а при 1крайней нужде 0должна была бы снова начаться и
борьба за необходимые предметы и, значит, должна бы была воск-
реснуть вся старая мерзость. Это развитие производительных сил
является, далее, необходимой предпосылкой потому, что только с
универсальным развитием производительных сил устанавливается
1универсальное 0общение людей, благодаря чему, с одной стороны,
факт существования "лишенной собственности" массы обнаружива-
ется одновременно у всех народов (всеобщая конкуренция), -
каждый из этих народов становится зависимым от переворотов у
других народов, - и, наконец, местно-ограниченные индивиды
сменяются индивидами 1всемирно-историческими 0, эмпирически уни-
версапльными... (27)
Без этого 1) коммунизм мог бы существовать только как
нечто местное, 2) сами силы общения не могли бы развиться в
качестве 1универсальных 0, а поэтому невыносимых сил: они оста-
лись бы на стадии домашних и окруженных суеверием "обстоя-
тельств", 30 всякое расширение общения упразднило бы местный
коммунизм. Коммунизм эмпирически возможен только как действие
господствующих народов, произведенное "сразу", одновременно,
что предполагает универсальное развитие производительной силы
и связанного с ним мирового общения...(28)
Выводы материалистического понимания истории:
преемственность исторического процесса,
превращение истории во всемирную историю
История есть не что иное, как последовательная смена
отдельных поколений, каждое из которых использует материалы,
капиталы, производительные силы, переданные ему всеми пред-
шествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с од-
ной стороны, продолжает унаследованную деятельность при сове-
шенно изменившихся условиях, а с другой стороны - видоизменяет
старые условия посредством совершенно измененной деятель-
ности... (29)
Чем шире становятся в ходе этого развития отдельные
воздействующие друг на друга круги, чем дальше идет уничтоже-
ние первоначальной замкнутости отдельных национальностей бла-
годаря усовершенствованному способу производства, развившемуся
общению и стихийно возникшему в силу этого разделению труда
между различными нациями, тем во все большей степени история
становится всемирной историей...
... следует, что это превращение истории во всемирную
историю не есть некое абстрактное деяние "самосознания", миро-
вого духа или еще какого-нибудь метафизического призрака, а
есть совершенно материальное, эмпирически устанавлимое дело,
такое дело, доказательством которому служит каждый индивид,
каков он есть в жизни, как ест, пьет и одевается... (30)
...В предшествующей истории эмпирическим фактом явля-
ется, несомненно, также и то обстоятельство, что отдельные ин-
дивиды, по мере раширения их деятельности, все более попадали
под власть чуждлой им силы, которая становится все более
массовой и в конечном счете проявляется как 1мировой ры-
1нок 0...(30)
...Наконец, мы получаем еще следующие выводы из разви-
того нами понимания истории: 1) в своем развитии производи-
тельные силы достигают такой ступени, на которой возникают
производительные силы и средства общения, приносящие с собой
при существующих отношениях одни лишь бедствия и являющиеся не
производительными, а разрушительными силами (машины и деньги);
вместе с этим возникает класс, который вынужден нести на себе
все тяготы общества, не пользуясь его благами, который, будучи
вытеснен из общества, неизбежно становится в самое решительное
противоречие ко всем другим классам;... 2) условия, при кото-
рых могут применяться определенные производительные силы, яв-
ляются условиями господства определенного класса общества, со-
циальная власть которого, вытекающая из его имущественного по-
ложения, находит каждый раз свое 1практически- 0идеалистическое
выражение в соответствующей государственной форме, и поэтому
всякая революционная борьба направляется против класса, кото-
рый господствовал до того; 3) при всех прошлых революциях ха-
рактер деятельности всегда оставался нетронутым, - всегда дело
шло только об ином распределении этой деятельности, о новом
распределении труда между иными лицами, тогда как коммунисти-
ческая революция выступает против существующего до сих пор 1ха-
1рактера 0деятельности, устраняет 1труд 0и уничтожает господство
каких бы то ни было классов вместе с самими классами, потому,
что эта революция совершается тем классом, который в обществе
уже не считается более классом, не признается в качестве
класса и является уже выражением разложения всех классов, на-
циональностей и т.д. в теперешнем обществе; и 4) как для
массового порождения этого коммунистического сознания, так и
для достижения самой цели необходимо массовое изменение людей,
которое возможно только в практическом движении, в 1револю-
1ции 0; следовательно, революция необходима не только потому, что
никаким иным способом невозможно свергнуть 1господствующий
класс, но и потому, что 1свергающий 0класс только в революции
может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным
создать новую основу общества. (32)
Резюме о материалистическом понимании истории
Итак, это понимание истории заключается в том, чтобы,
исходя из материального производства непосредственной жизни,
рассмотреть действительный процесс производства и понять свя-