Конкуренция изолирует друг от друга индивидов - не
только буржуа, но еще более пролетариев, несмотря на то, что
она сводит их вместе. Поэтому проходит немало времени, пока
эти индивиды сумеют обьединиться, не говоря уже о том, что для
этого обьединения крупная промышленность должна сперва создать
необходимые средства, а именно крупные промышленные города и
дешевые и быстрые средства сообщения... (57)
... Большим шагом вперед было строительство городов...
Организация общего домашнего хозяйства предполагает развитие
машин, использование сил природы и многих других производител-
ных сил, например водопровода, газового отопления, парового
отопления и т.д., устранение города и деревни...(57)
... Из всего вышеизложенного вытекает, что обществен-
ные отношения, в которые вступали индивиды какого-нибудь
класса и которые обуславливались их общими интересами против
какого-либо другого класса, составляли всегда такую коллектив-
ность, к которой эти индивиды принадлежали лишь как средние
индивиды, лишь постольку, поскольку они жили в условиях су-
ществоания своего класса... (62)
Противоречие между индивидами и условиями их
жизнедеятельности как противоречие между производительными
силами и формой общения. Развитие производительных
сил с смена форм общения
Различие между индивидом как личностью и случайным ин-
дивидом - не просто логическое различие, а исторический факт.
В различное время оно имеет различный смысл; так, например,
сословие а также и семья, есть в 18-м веке нечто случайное для
индивида... (63)
Это такое различие, которое не мы должны делать в при-
менении к каждой эпохе, а такое, которое каждая эпоха сама де-
лает между различными элементами, находимыми ею в готовом ви-
де, действую при этом не согласно понятию, а под давлением ма-
териальных жизненных сил... (63)
Роль насилия (завоевания) в истории
Всему этому пониманию истории как будто противоречит
факт завоевания. До сих пор насилие, война, грабеж, разбой и
т.д. обьявлялись движущей силой истории. Мы можем здесь оста-
новиться лишь на главных моментах и выбираем поэтому наиболее
разительный пример - разрушение старой цивилизации варварским
народом и образование заново, всем за этим, иной структуры об-
щества (Рим и варвары, феодализм и Галлия, Восточно- Римская
империя и турки)... (66)
... Далее, характер захвата обусловлен обьектом захва-
та. Состояние банкира, заключающееся в ценных бумагах, нельзя
вовсе захватить, если захватчик не подчинится условиям произ-
водства и общения, существующим в захваченной стране. То же
относится и ко всему промышленному капиталу какой-нибудь сов-
ременной промышленной страны. И, наконец, захвату повсюду
очень скоро приходит конец, а когда для захвата ничего уже
больше не остается, приходится приступать к произ-
водству... (66)
Этим обьясняется также и факт, отмеченный повсюду в
эпоху после переселения народов, а именно - что раб стал
господином и что завоеватели очень скоро переняли язык, обра-
зование и нравы завоеванных народов... (67)
... Феодализм вовсе не был перенесен в готовом виде из
Германии; его происхождение коренится в организации военного
дела у завоевателей во время самого завоевания, и эта органи-
зация развилась в настоящий феодализм лишь после завоевания,
благодаря воздействию производительных сил, найденных в завое-
ванных странах... (67)
Развитие противоречия между производительными
силами и формой общения в условиях крупной
промышленности. Противоположность
между трудом и капиталом
В крупной промышленности и в конкуренции все условия
существования, все обусловленности, все односторонности инди-
видов слились в две простейшие формы - в собственность и
труд... Сами индивиды совершенно починены подчинены разделению
труда и поэтому поставлены в полнейшую зависимость друг от
друга... (68)
Чем больше развивается разделение труда и чем больше
растет накопление, тем сильнее развивается также и это расщеп-
ление. Самый труд может существовать лишь при условии этого
расщепления... (68)
Необходимость, условия и результаты
уничтожения частной собственности
Таким образом, дело дошло теперь до того, что индивиды
должны присвоить себе существующую совокупность производитель-
ных сил не только для того, чтобы добиться самостоятельности,
но и уже вообще для того, чтобы обеспечить свое существова-
ние... (69)
В индивидах, уже не подчиненных более разделению тру-
да, философы видели идеал, которому они дали имя "Человек", и
весь изображенный нами процесс развития они представляли в ви-
де процесса развития "Человека" и изображали его движущей си-
лой истории...
Таким образом, весь исторический процесс изображался
как процесс самоотчуждения "Человека"; обьясняется это, по су-
ществу , тем, что на место индивида прошлой ступени они всегда
подставляли среднего индивида позднейшей ступени и наделяли
прежних- индивидов позднейшим сознанием...
В результате такого переворачивания, заведомого
абстрагирования от действительных условий и стало возможным
превратить всю историю в процесс развития сознания... (71)
Отношение государства и права к собственности
... Частная собственность в собственном смысле слова
появляется у древних, как и у современных народов, лишь вместе
с движимой собственностью... У народов, ведущих свое происхож-
дение от средневековья, племенная собственность происходит ряд
различных ступеней - феодальной земельной собственности, кор-
поративной движимой собственности, мануфактурного капитала, -
прежде чем превратиться в современный, порожденный крупной
промышленностью и всеобщей конкуренцией, капитал, в чистую
собственность, отбросившую всякую видимость общности и устра-
нившую какое бы ни было воздействие государства на развитие
собственности... (72)
Этой современной частной собственности соответствует
современное государство, которое, посредством налогов, посте-
пенно бралось на откуп частными собственниками и, благодаря
государственным долгам,оказалась полностью в их власти; самое
существование этого государства, регулируемое повышением и по-
нижением курса ценных бумаг на бирже, целиком зависит от ком-
мерческого кредита, оказываемого ему собственниками, бур-
жуа... (72)
Так как государство есть та форма, в которой индивиды,
принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои об-
щие интересы и в какой все гражданское общество данной эпохи
находит свое концентрированное выражение, - то из этого следу-
ет, что все общие установления опосредуются государством, по-
лучают политическую форму... Отсюда и происходит иллюзия, буд-
то закон основывается на воле, и притом на оторванной от своей
реальной основы, 1свободной 0воле. Точно так же и право, в свою
очередь, сводят затем к закону... (73)
Формы общественного сознания
... Отношения становятся в юриспруденции, политике и
т.д. - 1в сознании 0- понятиями; так как они не возвышаются над
этими отношениями, то и понятия об этих отношениях превращя-
ются в их голове в застывшие понятия; судья, например, приме-
няет кодекс, поэтому он считает законодательство истинным ак-
тивным двигателем. Почтение перед товаром, - ибо их профессия
имеет дело с всеобщим... (75)
* * *
Источник: К.Маркс и Ф.Энгельс, Избранные произведения
в трех томах, том 1, Москва, Издательство
политической литературы, 1980 г.
Цифры в скобках по ходу текста означают ссылку на
соответствующую страницу в источнике.