К О Н С П Е К Т
К.МАРКС и Ф.ЭНГЕЛЬС
ФЕЙЕРБАХ. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО
И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО ВОЗЗРЕНИЙ
...Как бы ни было, мы имеем дело с интересным событи-
ем: с процессом разложения абсолютного духа. Когда в нем
угасла последняя искра жизни, различные составные части этого
самого caput mortuum (мертвые остатки) распались, вступили в
новые соединения и образовали новые общества. Люди, промышляв-
шие философией, существовавшие до той поры эксплуатацией абсо-
лютного духа, набросились теперь на эти новые соединения. Каж-
дый с величайшей старательностью стал заниматься сбытом
доставшейся ему доли. Дело не могло обойтись без конкуренции.
Вначале она носила довольно солидный, бюргерски-добропорядоч-
ный характер. Но затем, когда немецкий рынок оказался перепол-
ненным, а на мировом рынке, несмотря на все усилия, товар не
находил спроса, все дело, на обычный немецкий манер, было
испорчено фабричным и дутым производством, ухудшением качест-
ва, фальсификацией сырья, подделкой этикеток, фиктивными за-
купками, вексельными плутнями и лишенной всякой реальной почвы
кредитной системы. Конкуренция превратилась в ожесточенную
борьбу, которую нам теперь расхваливают и изображают как пере-
ворот всемирно-исторического значения, как фактор, породивший
величайшие результаты и достижения... (4)
Для того, чтобы оценить по достоинству все это фи-
лософское шарлатанство, чтобы наглядно показать мелочность,
провинциальную ограниченность всего этого младогегельянского
движения, - необходимо взглянуть на всю эту шумиху с позиции,
находящейся вне Германии... (5)
Идеология вообще, немецкая в особенности.
...Немецкая критика вплоть до своих последних потуг не
покидала почвы философии. Все проблемы этой критики - выросли
на почве определенной философской системы, а именно - системы
Гегеля. Их полемика против Гегеля и друг против друга ограни-
чивается тем, что каждый из них выхватывает какую-нибудь одну
из сторон гегелевской системы и направляет ее как против как
системы в целом, так и против тех сторон, которые выхвачены
другими. Вначале выхватывали гегелевские категории в их
чистом, неподдельном виде, как, например, "субстанция" и "са-
мосознание" (основные категории Ф.Штрауса и Б.Бауэра); затем
профанировали эти категории, назвав их более мирскими именами,
как, например, "род", "единственный", "человек" (основные ка-
тегории Л.Фейербаха и М.Штирнена) и т.д.... (6)
Старогегельянцы считали, что ими все 1понято 0, коль скоро
подведено под ту или иную гегелевскую категорию.
Младогегельянцы все 1критиковали 0, подставляя повсюду ре-
лигиозные представления или обьявляя всё теологическим. Младо-
гегельянцы разделяют со старогегельянцами их веру то, что в
существующем мире господствует религия, понятия, всеобщее. Но
одни восстают против этого господства как против узурпации, а
другие прославляют его как нечто законное... (7)
Ни одному из этих философов и в голову не приходило за-
дать себе вопрос о связи немецкой философии с немецкой
действительностью, о связи их критики с их собственной матери-
альной средой... (7)
Предпосылки, из которых исходит материалистической
понимание истории
Предпосылки, с которых мы начинаем, - не произвольны,
они не догмы; это - действительные предпосылки, от которых
можно отвлечься только в воображении. Это - действительные ин-
дивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как
те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созда-
ны их собственной деятельностью. Т.о., предпосылки эти можно
установить эмпирическим путем.
Первая предпосылка всякой человеческой истории - это,
конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому
первый конкретный факт, который подлежит констатированию, -
телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отноше-
ние их к остальной природе.
Людей можно отличать от животных по их сознанию, по ре-
лигии - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя
от животных, как только начинают 1производить 0необходимые им
жизненные средства - шаг который обусловлен их телесной орга-
низацией... (8)
...Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они са-
ми. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно,
с их производством - совпадает как с тем, 1что 0они производят,
так и с тем, 1как 0они производят. Что представляют собой - это
зависит, следовательно, от материальных условий ихё произ-
водства... (9)
Это производство начинается впервые с 1ростом населения.
Само оно опять-таки предполагает 1общение 0индивидов между со-
бой. Форма этого общения, в свою очередь, обуславливается про-
изводством. (9)
Производство и общение. Разделение труда и формы
собственности: племенная, античная феодальная.
...Первая форма собственности, это - племенная
собственность. Она соответствует неразвитой стадии произ-
водства, когда люди живут охотой и рыболовством, скотоводством
или, самое большее, земледелием... (10)
Вторая форма собственности, это - античная общинная и
государственная собственность, которая возникает главным обра-
зом благодаря обьединению - путем договора или завоевания -
нескольких племен в один 1город 0и при которой сохраняется
рабство... (10)
Наряду с общинной собственностью развивается уже и дви-
жимая, а впоследствии и недвижимая, частная собственность, но
как отклоняющаяся от нормы и подчиненная общинной собствен-
ности форма... (10)
Третья форма, это - феодальная или сословная собствен-
ность. Для средневековья исходным пунктом служила деревня. Эта
феодальная структура, как и античная общинная собственность,
была ассоциацией, направленной против порабощенного производя-
щего класса; различны были лишь форма ассоциации и отношение к
непосредственным производителям, ибо налицо были различные
условия производства... (11)
Этой феодальной структуре землевладения соответствовала
в 1городах 0корпоративная собственность, феодальная организация
ремесла. Собственность заключалась здесь главным образом в
труде каждого отдельного индивида... (12)
Обьединение более обширных территорий в феодальные ко-
ролевства являлось потребностью как для земельного дворянства,
так и для городов. поэтому во главе организации господствующе-
го класса - дворянства - повсюду стоял монарх. (12)
Сущность материалистического понимания истории.
Общественное бытие и общественное сознание
...Определенные индивиды, определенным образом занимаю-
щиеся производственной деятельностью, вступают в определенные
общественные и политические отношения... (13)
Производство идей, представлений, сознания первоначаль-
но непосредственно вплетено в материальную деятельность и в
материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование
представлений, мышление, духовное общение людей являются здесь
еще непосредственным порождением их материальных действий. То
же самое относится к духовному производству,как оно проявля-
ется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и
т.д., но речь идет о действительных, действующих людях,
обусловленных определенным развитием их производительных сил и
соответствующим этому развитию общением, вплоть до его отда-
леннейших форм. Сознание никогда не может быть чем-либо иным,
как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их
жизни... (13)
В прямую противоположность немецкой философии, спускаю-
щейся с неба на землю, мы здесь поднимаемся с земли на небо,
т.е. мы исходим не из того что люди говорят, воображают,
представляют себе, - мы исходим также не из существующих толь-
ко на словах, мыслимых, воображаемых, представляемых людей,
чтобы от них прийти к подлинным людям; для нас исходной точкой
являются действительно деятельные люди, и из их действительно-
го жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологи-
ческих отражений и отзвуков этого жизненного процесса... (14)
Условия действительного освобождения людей
...действительное освобождение невозможно осуществить
иначе, как в действительном мире и действительными средствами,
что рабство нельзя устранить без паровой машины, крепостни-
чество - без улучшения земледелия, что вообще нельзя освобо-
дить людей, пока они не будут в состоянии полностью в качест-
венном и количественном отношении обеспечить себе пищу и
питье, жилище и одежду. "Освобождение" есть историческое дело,
а не дело мысли, и к нему ведут исторические отношения, состо-
яние промышленности, торговли, земледелия, общения... (16)
Критика созерцательности и непоследовательности
материализма Л.Фейербаха
В действительности для 1практического 0материалиста все
дело заключается в том, чтобы революционизировать существующий
мир, чтобы практически выступить против существующего положе-
ния вещей и изменить его.
Если у Фейербаха и встречается подчас подобные взгляды,
то все же они никогда не выходят за пределы разрозненных дога-
док и оказывают на его общее мировоззрение слишком ничтожное
влияние, чтобы можно было усмотреть в них большее, чем только
способные к развитию зародыши... (16)
Фейербаховское "понимание" чувственного мира ограничи-
вается, с одной стороны, одним лишь созерцанием этого мира, а
с другой стороны - одним лишь ощущением. Фейербах говорит о
"человеке как таковом", а не о "действительном, историческом
человеке".
У Фейербаха то огромное преимущество перед "чистыми"
материалистами, что он признает и человека "чувственным пред-