Смекни!
smekni.com

Становление русской идеи как основы национального самосознания русского народа: история и современность (стр. 2 из 4)

6. Определены место и роль Русской идеи в проектах переустройства российской государственности на современном этапе её истории.

7. Дан анализ проблемы мессианизма русского народа в контексте процесса глобализации. Рассмотрены альтернативные варианты культурной и цивилизационной интеграции.

8. В научный оборот введено понятие «непостыдной совести», которое можно интерпретировать в качестве одного из сущностных признаков Русской идеи.

Положения, выносимые на защиту:

1. Русская идея, традиционно рассматриваемая в философской литературе, либо в качестве понятия (и тогда анализировалось её логическое содержание), либо в качестве феномена (и тогда изучались её культурные и практические функции), должна быть рассмотрена с позиции синтеза её логического содержания и практической реализации.

2. Именно философское содержание Русской идеи придаёт ей парадигмальный характер, обуславливающий в свою очередь её духовно-практические функции.

3. С нашей точки зрения, новый уровень осмысления Русской идеи предполагает синтез её высшей понятийной спекулятивности и достижений русской религиозной (и не только религиозной) философской мысли, что обеспечивает её парадигмальность, её функциональную способность быть не только чисто духовной, но и духовно-практической осевой структурой самобытности русского национального самосознания.

4. Формирование нового уровня осмысления Русской идеи предполагает включение в терминологический регистр новых элементов. Так нами вводится в оборот понятие «непостыдной совести», используемое русским писателем Н.С. Лесковым в его религиозно-философских сочинениях.

5. Проблема мессианизма русского народа связывается нами с альтернативными вестернизации проектами культурной и цивилизационной интеграции, направленными на подчёркивание уникальности различных систем ценностей и отрицанием тотального доминирования одной из них.

Научно-практическое значение исследования: данные диссертационного исследования могут быть использованы в общих и специальных курсах по истории русской философии, при изучении истории отечественной историографии и культурологии. Эта работа может быть интересна как информация, направленная на осознания будущей роли, места и предназначения России в процессе развития мировой цивилизации.

Апробация работы. Основные выводы и положения, полученные в результате данного диссертационного исследования, апробированы в докладах на краевых, межвузовских, научно-теоретических и научно-практических конференциях. Часть диссертационной работы была использована автором в курсе лекций по теме «Философия советского периода» на философском отделении ФИСМО Кубанского государственного университета, а также получила своё отражение в восьми научных статьях общим объёмом 2,3 печатных листа.

Структура работы: диссертационное исследование состоит из семи параграфов разделённых на три главы, а также введения, заключения и библиографического списка из 145 наименований, в том числе 1 на иностранном языке. Общий объем работы составляет 145 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень ее научно-теоретической разработанности, определяются основные цели, задачи и методология исследования, формулируются научная новизна и тезисы, выносимые на защиту, а также научно-практическая значимость исследования, указываются сведения об апробации работы.

В первой главе «Генезис понятия «Русская идея» автор рассматривает генезис понятия «национальная идея» и анализирует его современные интерпретации. Также исследует процесс зарождения понятия «Русская идея» и дальнейшую трансформацию его содержания.

В первом параграфе «Национальная идея как философская категория» рассмотрен генезис понятия «национальная идея» на примере философии Гегеля, который представил его в образе смены национальных духов, стоящих вокруг «трона» Абсолютного духа, являющихся аспектами его самоосуществления. Они имеют свою истину в абсолютной всеобщности – мировом духе. Раскрытие национальных духов – это есть движение Абсолютного духа к самому себе, процесс его самопознания. При этом переход к государственному устройству осуществляется народом лишь тогда, когда в нём реализуется его идея вообще. Без этой идеи ему недостаёт обладания всеобщим наличным бытием, а его самостоятельность не является суверенностью. Только лишь когда народ осуществляет процесс самопознания, а в этом процессе осознаёт свою идею, он переходит к строительству суверенного государства. Народ, который существует на стадии разумной государственности, имеет свою идею, являющуюся моментом самопознания Абсолютного духа. Для русского народа, это – Русская идея, отражающая его суть и дух, и являющаяся при этом идеей государственной, ибо только на стадии разумной государственности осуществляется национальная идея.

Анализ современных концепций национальной идеи представлен в работе творчеством А.Ф. Лосева, логико-методологическим основанием которого выступает триада категорий одного, иного и становления. Однако использование её абстрагировано от конкретного феноменологического ряда и при развёртывании её логических оснований приводит к некоторым серьёзным трудностям в интерпретации исторического развития человеческой цивилизации. Тем не менее, она помогает в осознании сущности национальной идеи как историософской категории.

Кроме того, современные интерпретации понятия «национальная идея» представлены в работе анализом ряда его аспектов, среди которых можно выделить национальные интересы, идеалы, мифологические интенции, религиозные системы, чувства, эмоции, национальные символы и стереотипы. Все они частично отражают содержание национальной идеи, но ни один полностью не раскрывает её сущность, ибо она гораздо шире каждого из них в отдельности.

Во втором параграфе «Содержание понятия «Русская идея» исследуется сущность понятия «Русская идея» и рассматривается его современная трансформация.

Сущность понятия «Русская идея» раскрывается через исследование процесса зарождения самого понятия, которое показало, что неотъемлемыми категориями Русской идеи выступают такие её интенции как провиденциализм, эсхатологизм, универсализм и мессианизм русского народа, а также соборность, всечеловечность (всемирность), всеединство и державность.

Так, начало рефлективного этапа в развитии национального самосознания русского народа связывают с именем П.Я. Чаадаева. Его произведения положили начало попытке философского осмысления Русской национальной идеи. В них уже проявляются такие характерные черты Русской идеи как антиномичность, эсхатологизм, апокалипсизм, мессианизм и др. Ярко выраженную эсхатологическую окраску русского провиденциализма, как неотъемлемого качества Русской идеи, отмечает в своих произведениях Н.Бердяев. Сама Русская национальная идея, по мнению мыслителя, эсхатологична, ибо русские всегда думали о конце света, жили его ожиданием, особенно после церковного Раскола 1654 года.

Такая черта Русской идеи как мессианизм проявляется в произведениях, посвященных судьбе России, ещё с древнейших времён. Уже в работах монахов Иллариона, Нестора и Филофея мы можем наблюдать выражение последней, как неразрывной связи предназначения русского народа и государства со стремлением к христианскому преображению жизни, построению её на началах истины, добра и красоты.

Стремление русского сознания «всё объединить», синтезировать наиболее полно нашло своё отражение в философской концепции Владимира Соловьёва, высказавшегося за необходимость осуществления универсального синтеза науки, философии и религии на основе христианства.

Бесспорно, что понятием, частично отражающим суть Русской идеи, является Соборность, как имманентное качество русской души, её стремления к объединению силой любви в свободное органическое общество всего русского народа.

Рассмотрение характерных интенций Русской идеи было бы неполным без упоминания понятия державности (государственности), ибо, только достигнув уровня разумной государственности, осуществляется национальна идея нации. Вся жизнь русского народа была неизменно связаны с государством Российским. Это нашло отражение в его национальной идее.

Таким образом, именно через формирование этих категорий раскрывается суть Русской идеи, прослеживается её развитие и дальнейшая трансформация.

Вторая глава «Русская идея как феномен национального самосознания» посвящена определению онтологического статуса феномена «Русская идея», установлению социокультурного значения Русской идеи, её места и роли в истории России.

В первом параграфе «Проблема определения онтологического статуса Русской идеи» были рассмотрены различные подходы к данному вопросу на примере философии Н.Бердяева и И.Ильина.

Анализ проблемы показал, что основное внимание в философии Н. Бердяева уделяется не самой России – такой, как она есть, – а поиску трансцендентного смысла её существования, того, что «Бог задумал о ней».

И. Ильин, напротив, стоял на позиции феноменологической сущности Русской национальной идеи. Поэтому его внимание было направленно на осознание сущности России, выведению её идеи из неё самой. Методологией его познания выступал логико-интуитивный метод, который привёл его к выводу о том, что Русская идея – это идея сердца. Сущностью её выступает созерцание, свобода, предметность и любовь. Таким образом, определение онтологического статуса Русской идеи формирует её содержание и направленность.

Несмотря на глубокое осознание сущности, смысла и предназначения России, отсутствие достаточно аргументированной дефиниции Русской идеи не позволило мыслителям дать её развёрнутое логико-эпистемологическое осмысление, в силу чего не была выявлена парадигмальность последней в качестве деятельного основания развития русского народа.