По определению Ленина главной бедой империализма являются монополии. Он много об этом говорит, но при этом не желает видеть диалектику явления. Сущность монополии состоит в сознательном выборе конкретной сферы деятельности или производства. То есть в выборе ограничения. Выбранная сфера деятельности в то же время является для монополиста ограничением на все прочие виды деятельности, а для всех других - оно является ограничением только на данный вид деятельности. Другими словами немонополисты обладают той свободой, которой нет у монополистов.
Ленин пишет: "Империализм есть эпоха финансового капитала и монополий, которые всюду несут стремление к господству, а не к свободе".[27][27]
Интересно, о каком господстве и какой свободе идет речь? Для конкретного монополиста в сфере избранной им деятельности действительно есть и господство, и свобода (с учетом диалектики), а для всех остальных - нет ни того, ни другого. Однако за пределами этой сферы все наоборот. Мягко говоря, это Ленинское высказывание не совсем понятно. Отмеченные переходы в столь явном виде имеют место только в абстракции, реализация которой в полной мере действительно представляет собой социальное бедствие. Со своей свободой абсолютная монополия являет собой господство над всем обществом. Она осуществляет диктат производства над потреблением, подавляет инициативу и потребительские интересы. Но, как показал исторический опыт, абстракция монополии может быть реализована в полной мере только в том случае, если монополистом является все государство как, например, было в СССР. Во всех иных случаях эта абстракция не может реализоваться в условиях демократии.
Сегодня во всем мире существует множество крупных фирм, например, в автомобильной промышленности, в авиационной, нефтяной, космической, в области разработки и производства компьютеров и программного обеспечения. Но ни одна из них не может считать себя монополистом. Они обеспечили себе высокое положение прежде всего своими достижениями в области науки, техники и технологий. И все они осуществляют самый большой вклад в развитие труда, в развитие капитала, в мировую цивилизацию и социальный прогресс.
Вернемся к исходному понятию - в основе движения капитала лежит рефлексия труда. А какое это имеет значение для монополизации? Какая здесь есть связь?
Не трудно видеть, что эта связь весьма ограниченная. Монополия как искусственно созданное условие способствует росту капитала только локально, препятствуя этому процессу в иных производственных сферах. Поэтому рефлексия труда в ней "не нуждается", общественный производственный процесс всюду разрушает монополию.
А что лежит в основе этой рефлексии? Оказывается, что содержание ее основы весьма сложно. В первом приближении целью капиталистического производства является "производство меновой стоимости". По Марксу в этом состоит одна из главных черт капитализма. Поскольку, якобы, больше ничего и не нужно. Но стоимость не существует без потребительной стоимости, она не состоятельна без этой другой стороны (это тоже по Марксу). А поэтому рефлексия капитала не может состояться без развивающегося потребления, то есть, без потребителя, а значит и без человека. Но и это не все. Существо, потребляющее только материальные условия, не может быть человеком. Прогресс в сфере материальной деятельности невозможен без прогресса в сфере духовной, без гармонического развития личности. Таким образом, рефлексия труда бесконечно содержательна, имеет бесконечную сложность. В конечном итоге ведущим условием развития капитала является духовность человека, и в этом плане нет никаких принципиальных ограничений.
Из этого следует, что для капитала существует внешняя сторона - человеческое общество, являющееся для него необходимой средой. Рефлексия, о которой идет речь, реализуется только в общественной среде. Накопленный труд осуществляется в ней в форме опосредования отчужденных результатов труда.
Поэтому, капитал по своей природе - явление общественное. Даже в условиях господства частной собственности он сохраняет все свойства общественного труда. Сущность процессов обобществления, протекающих в капиталистическом обществе, состоит в освобождении капитала от частной зависимости. Данный процесс сопровождается неуклонным ростом количества собственников, которые составляют наиболее активную часть населения.
В данном аспекте капитал тоже пережил два этапа. Доля его составляющей, отличной от частной, всегда росла. Но на первом этапе развития он был только частной собственностью, и этим все исчерпывалось. Решающим здесь был фактор юридической принадлежности конкретному лицу, которое осуществляло функцию управления объектом собственности. Сегодня "владеть" и "управлять" - это совершенно различные функции, осуществляемые различными лицами. Причем первая из них все в большей степени переходит в условность. Активность вложения капитала экстремизируют, как правило, специалисты, не всегда являющиеся собственниками, но являющиеся специалистами высокого класса в области организации производства, бизнеса. Убедительные примеры приводит А. Гальчинский в упоминавшейся работе. Многотысячный коллектив владельцев акционерного капитала может поручить управление специалистам, которые даже не владеют соответствующими акциями.
Инновационный тип управления, так характерный сегодня для развитых стран, в основном состоит в распределении свободного капитала с целью максимизации эффективности развития в смысле выбранных критериев, которые прежде всего учитывают интересы человека в его наиболее существенное аспекте.
И еще два аспекта. Одно из важнейших открытий Маркса состоит в следующем. Он показал, что капиталист покупает на рынке не труд, а рабочую силу (как животное), которая и создает прибавочную стоимость. Для эпохи Маркса это в значительной степени верно, но в наше время многое изменилось. В чисто юридическом акте приема на работу сохраняется та же старая форма, которая со временем обрела новое содержание. По своей сути акт найма теряет признаки купли-продажи рабочей силы, ее отчуждения. "В действительности продается труд, который на основе продолжения антогонистического противоречия между необходимым и прибавочным продуктом предусматривает соответствующую компенсацию своих затрат: в новых условиях компенсируется не стоимость рабочей силы, а ее непосредственная (живая) работа, ее продуктивные затраты"[28][28]. Иными словами, в новых условиях оплачиваются не только необходимые жизненные условия рабочей силы, но и развитие ее обладателя.
Таким образом капитал развивается в рамках законов диалектики со всеми необходимыми моментами - противоречиями, отрицаниями, снятиями. Первый этап этого процесса характеризуется первоначальным накоплением капитала и принуждением к труду, которое имеет экономическую основу. На втором - условия труда существенно изменились. В результате развития труда (капитала !) появилось множество новых форм деятельности, увеличилось количество рабочих мест, и выбор труда в значительной степени стал свободным. В настоящее время в развитых странах безработные соглашаются выполнять далеко не любую предлагаемую работу. Часто они предпочитают жить на пособие, которое тоже обеспечено развитым капиталом.
Несмотря на все неточности и непоследовательность в ряде случаев, теория Мркса в целом продолжает оставаться наиболее фундаментальной и всеобъемлющей. Главное его произведение называется "Капитал", и этим подчеркивается ведущая роль капитала. Безусловно в этом он прав, но к сожалению, вся его теория описывает условия только первого этапа развития.
Принято считать, что Маркс является автором философской глубоко научной теории капитализма, капиталистического способа производства. Верно. Маркс блестяще применяет диалектический метод, вскрывает сущность таких сложных явлений, как товар, капитал и его движение, но в основном делает это эпизодически, локально, для анализа лишь отдельных явлений. Он не применяет данный подход для рассмотрения капитализма как общественно-экономической формации в целом. “Забывая о диалектике”, он утверждает, что переход к более прогрессивной формации может быть осуществлен только посредством пролетарской революции и никак иначе. Для него все богатство диалектических переходов исчерпывающим образом состоит в "сломе старой машины". Таким образом, капиталистический способ производства представлен в трудах Маркса тенденциозно и односторонне без какой-либо оценки перспективы.
Сущность капиталистического способа производства состоит в производстве общественно необходимых товаров, в организации общественного производственного процесса. Маркс же считает, что - в эксплуатации пролетариев, и тем самым выражает идеалистическую точку зрения. Понятие эксплуатации он определил не корректно и чрезвычайно преувеличил его значение. Уместно будет заметить, что все те аргументы, которые применяет Ленин в критике всевозможных идеалистических направлений в философии в книге "Материализм и эмпириокритицизм" в полной мере применимы и в данном случае.
"Цель капитала - эксплуатировать" - утверждает Маркс и большевики вслед за ним. Это весьма не точно, если не сказать больше. Эксплуатация живого труда сама по себе смысла не имеет и поэтому не может составлять цель. По мере развития технических средств труда характер эксплуатации живого труда существенно изменяется, но Маркс замечать этого не желает.