Концепции человеческого существования:
1) Экзистенционализм ("философия существования"); а) религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев...). б) атеистичный (Камю, Сорта).
-"Как жить человеку потерпевшему либерально - прогрессистские иллюзии перед лицом исторических катастроф?"
- Свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной или социальной необходимости, а "выбирал" самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком. Человек несет ответственность за все совершенное им. Здесь выражается протест против конформизма и приспособленчества.
2) Антропологизм ("учение о человеке"). Человек как высшее и совершеннейшее произведение природы (- непонимание общественной сущности человека и его сознания, биологизация человека).
3) Антропосоциология - устанавливает связь социального положения людей с анатомо-физиологическими признаками (рост, размер и форма черепа...)->теория арийцев, фашизм.
4) Социал-дарвинизм. Главный двигатель общественного развития - борьба за существование и естественный отбор.
5) ?????? - жизнь занесена из космоса.
6) По Марксу " сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений".
1) Эволюционная теория Дарвина - проблема сознания сводится к проблеме человеческого рода.
2) Религиозная (сознание от бога, подобное порождает подобное, бог наделяет искрой божьей живое существо).
3) Буддизм отказывается обсуждать происхождение сознания.
4) Онтогенетический - происхождение сознания у индивида (через культуру, воспитание и образование, врожденное).
5) Филогенетический - происхождение в самом общем виде (чел. род).
6) О врожденных идеях (со времени Декарта, пример: Маугли).
7) По Марксу возникает в процессе трудовой общественно производственной деятельности.
8) Жизнь (сознание) занесено из космоса.
Опираясь на механистическую философию природы Ньютона К. сделал попытку применить принципы современного ему естествознания к объяснению не только современной солнечной системы, но и к объяснению ее возникновения и развития. К. доказал так-же, что в результате действия приливной волны, дважды в сутки обходящей океаны Земли под влиянием притяжения Луны, скорость суточного вращения Земли неуклонно замедляется. В биологии К. намечает идею генеалогической классификации животного мира т.е. распределении различных, классов животных по порядку их возможного происхождения. В физике развивал учение Декарта и Галилея обосновал новое учение об относительности движения и покоя.
Выдвижение на первый план идей развития в неограниченной и ограниченной природе было крупной заслугой К., подготовившую почву для проникновения идей в специальные отделы естествознания. Впервые было поколеблено представление, что природа не имеет никакой истории во времени.
Общ. сознание совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, характеризующих духовную жизнь общества.
Цивилизованное человеческое сообщество в рез. дифференциации труда выработало: 1) Знание о природе, обществе, человеке. 2) Ценности, идеалы, нормы выражающие личностные и групповые интересы и способы осмысления мира. 3) Переживания, определяющие активное отношение к миру.
В итоге сформировались: - философия, - политика, - право, - мораль, - культура, - искусство.
Новые формы общественного сознания: а) экономическое, б) правовое, в) эстетическое.
Ложное сознание -> ложный объект экологии -> неправильные расходы средств (материальных и моральных).
Интеграция ("синтез") форм общ. сознания: отдельные эл-ты начинают синтезироваться между собой.
Например: 1) Слушаем музыку в исполнении Паваротти (это прекрасное эстетич. чувство от мелодии, голоса и в тоже время, это и вторжение в этический мир персонажа и т.д.). 2) В книге "Война и мир" Эпизоды, в которых прочитанное нами эстетично, морально, этично. 3) Принятие новой конституции Украины правовой, политич. и этический аспекты, эстетика и т.д.
ЗНАНИЯ могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние разделяются на эмпирические и теоретические.
Кроме того в общ-ве наличествуют мифологические, худож., религиозные знания. Сущность знания не может быть понята без раскрытия обществ. - историч. обусловленности человеческой деятельности.
В Знании различные представления систематизируются; удерживается то, что может быть сохранено, передано, преемственно развить, чтобы служить опорой последующей человеческой деятельности.
ЦЕННОСТИ. Внешние ценности выступают как св-ва предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, а потому, что он вовлечен в сферу обществ. бытия человека и стал носителем опред. соц. отношений (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное и т.д.).
По отношению к человеку ценности служат объектом его интересов, а для сознания выполняют роль ориентиров по отношению к окруж. предметам и явлениям.
Например: Стакан 1) когда мы пьем - материальное благо. 2) Как продукт труда и предмет товарного обмена - экономич. ценность. 3) Как предмет искусства наделяется эстетической ценностью, красотой, наряду с такими предметными ценностями в кач-ве ценностей выступают некоторые явления общественного сознания, выражающие эти интересы в идеал. форме (идеалы добра и зла, справедливости и несправедливости, идеалы моральные нормативы и принципы). Эти формы сознания не просто описывают какие-то явления реальности, а выносят им оценку, одобряют или осуждают их и т.д., т.е. явл-ся нормативными по своему характеру. За столкновением на идеологич. арене противоположных духовных ценностей следует видеть борьбу соц.-полит. позиций выражающееся во взглядах на общество и его развитие.
АКСИОЛОГИЗАЦИЯ - философское исследование природы ценностей.
Соц. философия-часть философии, которая занимается человеческим бытием как категорией.
Рассматривает следующие вопросы:
1) Природа и общество: - взаимодействие природы и общества; - демография: соц.-философские проблемы. 2) Экономическая сфера жизни общества: - матер. пр-во; - техника и НТП; - произв. отношения: сущность и стр-ра; - общественно-эконом. реформации; - социальн. революции.
Соц. философия в тоталитарном, монархическом обществах превращается в соц. мифологию.
Например: по существу социалистическое(коммунистическое) бытие - это миф. Соц. мифы будут существовать всегда, ибо человеку необходима вера. Соц. философия необходима, чтобы устанавливать меру.
Теория - это особая форма организации знания. Это такие признаки и свойства которые присущи данному явлению. Теория как форма организации знания используется не только в науке(но и в богословии, философии). Имеются теории, либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание, предстает как релятивистское, зависящее от позиции того или иного субъекта, от того с какой системой ценностей он подходит к истории. Надо сказать, что отрицание или релявитизация НТП не беспочвенна. Прогресс техники приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества.
Последствия научно-технического прогресса породили в свое время различные технократические теории. Их суть в основном сводилась к идее о том, что всеобщее технизация жизни способна решить все социальные проблемы. Широкое распространение получила концепция "постиндустриального" общества (Д. Белл и др.), согласно которой обществом станут управлять организаторы науки и техники, а определяющим фактором развития общественной жизни будут научные центры. Ошибочность ее основных положений заключается в абсолютизации, гипертрофировании роли техники и науки в обществе, в неправомерном переносе организаторских функций из одной, узкой сферы на все общество в целом; тут происходит замени целого одной из его составных частей. Ни техника, ни наука сами по себе, не в состоянии решать сложные политические проблемы. Не надо забывать и том, что техника составляет лишь часть производительных сил, и притом не самую главную. Человек как главная производительная сила общества совершенно выпал из поля зрения сторонников данной концепции.
В последние годы получили распространение и прямо противоположные концепции технофобии, то есть страха перед всепроникающей и всепоглащающей силой техники. Человек ощущает себя беспомощной игрушкой в "железных тисках" НТП. С этой точки зрения НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе как среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно умаляется значение разумных начал, присущих человечеству.
Обе эти концепции отражают существование реальных социальных и мировоззренческих проблем, порождаемых НТП.
Во время выступления Ш. было временем важных открытий и исследований в различных областях естествознания (Работы Ломоносова, Вольта, Гальвани и т.д.). Ш. исходил из этих исследований в своей "Натурфилософии" и изложил их в своих работах. Например: "идеи фил. природы", "О мировой душе". Природа по Ш. есть становление духовного начала ("интелегенции") если в человеке духовное начало осознает себя, то в природе оно бессознательно. Ш. рассматривает природу, как единство противоположностей объекта и субъекта. Они как полюса магнита: одновременно связаны между собой и противоположны. Это первое проявление общего мирового закона, который далее выступает в "+" и "-" зарядах электричества в физике, в химии - в противоположных отношениях кислот и щелочей. По мысли Ш. в природе в основе всякого раздвоения противоположностей лежит сила которая может быть только живой силой. Изначально условность живого организма обосновывается у Ш. понятием "мировой души". С этой точки зрения не живое рождается из неживого, и наоборот: мертвые тела природы - продукты жизни, результат ее окончания. Метод рассмотрения природы сложился у Ш. под влиянием Фихте. Фихтевскую диалектику сознания Ш. преобразовал в объективную диалектику природы.