В "Феноменологии науки" (1807) духовная культура человека представлена в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой воли "мирового разума". Воплощаясь в последовательных образах культуры, безличный (мировой, объективный) дух одновременно познает себя как творца. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания "мирового духа", начиная с акта наименования чувственно - данных "вещей" и кончая "абс. знанием", т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития - науки, нравственности, религии, искусства, политики, права. С помощью созданного им диалектического метода Г. критически переосмысливает все формы современной ему культуры. На этом пути он повсюду открывает напряженную диалектику, процесс постоянного "отрицания" каждого наличного, достигнутого состояния духа следующим, вызревающим в его недрах состоянием, в виде конкретного противоречия.
Критический анализ современного ему состояния науки переплетается у Г. с некритическим воспроизведением и философским "оправданием" ряда догм и предрассудков современного ему сознания.
С появлением человека абсолютная идея пробивается через материальную оболочку и начинает существовать в своей собственной форме - сознание, мышление людей.
С развитием человеч сознания идея все больше освобождается от материи. Наконец, осознав весь свой предшествующий путь она заканчивает свое развитие данной форме и возвращается как-бы в себя, но уже не как чистое бытие, а как бытие, !!!!!!!!!! все богатство своего содержания. (С этой точки зрения по Г. разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира. Из чего следует, что мир существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению или разуму.
Т.О. мышления, разум рассматривается Г. как независимая от человека абсолютная сущность всемирной истории.
Г. стремится доказать, что мышление (абс. идея) начинается не вне мира, а в нем самом, как его внутреннее содержание. Вывод Г. о том, что человеческое мышление есть лишь высшее проявление на земле высшей идеи позволяет сделать умозаключение: разумное, божественное и действительное совпадают друг с другом. Отсюда вытекает: все действительное разумно, все разумное действительно.
Вывод: Проблема отождествления Г. бытия и мышления, сведение всех процессов к мышлению (абс. идея) есть исходный пункт Г. философской системы.
Фил. с-ма. Г. включает в себя 3 части: 1.Логика | 2.Фил. природы | 3.Фил. духа.
Логика - развитие осуществляется как процесс превращения количественных изменений в качественные.
Вводит категории: прерывность, мера, скачек, противоречие. Все понятия по Г. находятся в непрерывном движении, переходят друг в друга.
Бесконечное и конечное.
Это категории, выражающие неразрывно связанные между собой противоположные стороны объективного мира.
Б. характеризует: 1) Существование мира в пространстве. 2) Существование мира во времени. 3) Количественную неисчерпаемость материи вглубь, бесконечное многообразие ее свойств. 4) качественную неоднородность строения материи.
Количественные аспекты Б.: Б. большая (либо бесконечно малая) определяется как неограниченная возрастающая(убывающая) переменная величина, способная стать и становящаяся больше(меньше) любой,наперед заданной,сколь угодно большой(малой) конечной величины.Бесконечное множество рассматриваются как множество, в котором отсутствует верхний последний элемент и в котором существует собственная часть(подмножество),эквивалентная условному множеству (например множество всех чисел натур. ряда и множ. квадратов, кубов и т. д.)
Качественные аспекты Б. связаны с его стр-рной неоднородностью и неисчерпаемым качественным многообразием мат. сис-м.
К.представляет всякий ограниченный в пространстве и времени объект. Всякое конкретное качество в мере конечно сущ-ет в определенных границах меры. Но К. неразрывно связано с Б. Каждый конечный объект неисчерпаем в своей стр-ре: материя, порождающая конечные объекты,несотворима и неуничтожима, бесконечно сущ-ет, превращаясь из одних форм в другие. Таким образом,конечное также заключает в себе бескон., как Б. складыв-ся из бесчисленного множества конечных предметов и явлений. Противоречивое единство Б. и К. делает возможным познания Б. через раскрытие всеобщего и абсолютного в св-вах и законах движения материи.
Цивилизация (лат. "гражданский, государственный") совокупность материальных и духовных достижений общества.
Ценности Ц.: 1)мир, 2)труд, 3)жизнь, 4)ценности, сохраняющие первые 3: а) женщина, как источник мира и бытия. б) ипостаси женщины - мать, жена, сестра.
Качественные аспекты реальной бесконечности изучаются естествознанием, в частности астрономией и космологией. Методы и теории этих наук дают: во-первых возможность открывать все новые свойства и закономерности бесконечно многообразного материального мира, во-вторых они расширяют наши знания о пространственно временных свойствах охвачены наблюдениями вселенной, в-третьих развитие космологии проливает новый свет на решение проблемы конечности и бесконечности вселенной. Эта проблема решается на основе моделей которые в значительной мере базируется на упрощающих предположениях (в частности об однородности и изотропности свойств материи) и относятся лишь к охваченной наблюдениями части вселенной. Поэтому они не дают однозначного ответа на вопрос о конечности или бесконечности вселенной, или метагалактики, а тем более - материального мира. Вместе с тем на основе таких моделей удалось предсказать например наличие нестационарности метрики пространства (расширяющаяся Вселенная).
1.Вселенная бесконечна в пространстве, не имеет ни начала, ни конца, но, с возникновением релятивистской космологии распространилась концепция конечная, но неограниченной вселенной (Эйнштейн. Вопросы космологии и общая теория относительности) Умозрительный характер этой концепции показан в ряде работ советских и зарубежных ученых (издание "косм.материал", Лабереин "Происхождение миров").
2.Вселенная бесконечная во времени.Она существует и будет существовать вечно.
В 19 веке опровержения шли по линии неправильного истолкования, II Начала термодинамики (теория "тепловой смерти" вселенной).
Ныне аргументация базируется на признании допплеровской природы красного смещения. Экстраполируя в прошлое наблюдаемые сейчас лучевые скорости галактик, ученые приходят к выводу о " творении вселенной".Эта теория стала почти официальной точкой зрения католической церкви.
Ошибочность этих взглядов в том, что расширение известной нам части вселенной произвольно распространяется на всю вселенную. Действительно, любой объект во вселенной, любая упорядоченная звездная система имеют свой возраст, но в приложении ко вселенной в целом понятие "возраст" теряет смысл.
3.Вселенная бесконечно разнообразна по формам существования и движения материи. Материя не возникает и не исчезает, а только переходит из одной формы в другую. В противоположность - "теория о постоянном творении материи из "ничего".
Бесконечное разнообразие мат. форм в бесконечной вселенной приводит к выводу о том, что органическая жизнь возникает по всюду, где складываются соответствующие условия.
Признание той или иной формы конечности вселенной есть по существу отказ от решения важной научной проблемы, переход на религиозные позиции.
АНГЛИЯ: 1) Приоритет разума по отношению к науке, а науки и научного мировоззрения к религии. 2) Изменение общества за счет просвещения -> содействие политическому раскрепощению.
В центре философии вопрос: об отношении знания к вере, об отношении естествознания к священному писанию.
3) Деизм - признание бога в качестве первопричины, но отказ от всех остальных положений религии.
Джонсон Таланд - от деизма -> к материализму рукам критика религии. Дж. Беркли - субъективный идеализм (миф не существует, сущ. ощущения("идеи")) -> единственной воспринимаемой человеком реальностью, Беркли признает только сущность человеческого сознания.
ФРАНЦИЯ: Как и в Англии возникли на основе новой науки. Идеи и учения Англ. просвещения стали важными источниками идей и учений Фр. пр-я. Но эти идеи были не единственными источниками Фр. пр-я. Другой источник - национальная философская мысль. Фил. Фр. просветителей была неоднородна (материалист. и идеалист. крыло, деистич. и атеистич. направление).
Монтескье - "Дух законов" учение о зависимости юридических норм государства от законов, определяемых типом государственного строя - республика, монархия или деспотизм. Первым применил метод сравнения при изучении вопросов права и фил-и права. Дедукция. Натурализм - в том, что развитие формирования страны (общества) в первую очередь зависит от географических условий, а потом от остальных. Теория деления власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Вольтер - не будучи философом много дал фил-ии просвещения. Основное: - Борьба против религиозного фанатизма. - Религия разума (главное по его мнению деистическая позиция).
Руссо - Значение его в социологических идеях, политических, как мыслителя, моралиста, психолога, педагога, а не как философа. а) Идея политического равенства. б) Из главных причин человеческих страданий - противоречие между нашим состоянием и нашим желанием, между долгом и склонностями, между природой и социальными учреждениями, между человечеством и гражданином. Гармоничный человек должен стать, в обществе.