Проблемы познания, которые встали перед К. были порождены новыми подходами к изучению природы, характерными для экспериментально-материалистического естествознания нового времени. К. пытался осмыслить тот способ познания природы которая за собой научная революция XVI - XVIII вв. Философское открытие К. состоит именно в том, что основу научного познания он усмотрел не в созерцании сущности предмета, а в деятельности по его конструированию.
При этом у К. меняется представление о соотношении рационального и эмпирического моментов в познании. К. заявляет, что чувственность и рассудок имеют между собой принципиальное различие, они представлены как два различных ствола человеческого знания.
Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты, говорил К. Теперь весь вопрос сводится как обосновать необходимость и всеобщность знания. Выглянув в окно и заявив что идет снег, а через 30 мин. это суждение неистинно. Всеобщее и необходимое знание не может быть основано на таких эмпирических констатациях. Такие суждения опираются на опыт и не могут сравниваться с суждением доопытным.
Позитивизм возник в 20гг. 19в. и был ориентирован на развитие науки. Позитивисты видели роль философии в развитии науки, исследования закономерностей языка науки. Основатель П. О.Конт. В П. под рассмотрение попадает опыт.
Возникнув из потребностей человеческой жизни наука в дальнейшем приобретает определенную самостоятельность. Породившие науку предпосылки отступают на 2-й план, но это до тех пор пока производимое на базе предпосылок знание соответствует жизненным потребностям людей. По потребности не остаются неизменными и тогда происходит разлад между необходимым и фактическим знанием и наука переживает кризис. Это означает, что необходима перестройка научной деятельности, и углубление знаний о том, что есть наука, знание, истина, а следовательно и научная рациональность. Последовательную разработку вопроса оценки научной рациональности взял на себя видный философ XX в. К.Поппер. К.П. представляет себе науку, как последовательность не теорий, а научных проблем. Любая теория представлена, как решение некоторых проблем. Инструментом соц. познания выступает ситуационная логика (т.е. логика которая необходима на данный момент времени на бытовом уровне, а не требующая дополнительного осмысления.)
Неопозитивизм сложился в 20-30гг. XX в. и связан с поворотом философских проблем в сферу языка, знаний, смыслов в понятий. Неопозитивизм - означает аналитическая философия.
Неопозитивисты искали универсальные логические стандарты рациональности. Сама идея научной рациональности казалась им очевидной: это была идея опытной природы знаний, выраженная в сводимости применения теоретического знания к эмпирическому. Философские основы проблемы национальности они не затрагивали. Установка, согласно которой научная рациональность выражает себя на возможность логического выражения соотношения знаний с опытом, дополнялась убеждением, что рациональность совпадает с научностью знания.
Взгляды К. изложены в его книге "Структура научных революций". Науку в любом его состоянии К. понимает как деятельность. К. вводит понятие "парадигма" и научное сообщество. В одном из определений парадигмы пишется, что парадигма это общепринятые примеры практики, научных исследований, примеры которые включают закон, теорию. Их практическое применение в совокупности дает модели из которых возникает научное исследование. Утвердившаяся парадигма в течении длительного времени определяет развитие науки.
К. подчиняет развитие науки в определенной степени действию соц-психологич. факторов. Это достигается путем введения в свою теорию понятия "научного сообщества". Н.с. - понимается К. как логический субъект через который автор вводит свою концепцию человека. Н.с. является инструментом влияния парадигмы, ее проводником. Для объяснения этого механизма К. обращается к основе Н.с. которую он определяет понятием "дисциплинарная матрица". Возможным ее компонентом являются "ценности". Ценности влияют на науку несмотря на различия в их понимании и применении. Их влияние обнаруживается тогда, когда члены научного сообщества должны выбирать один из несовместимых путей исследования.
Концепция развития науки, предложенная К. оказала большое влияние на развитие социологии науки в тот момент, когда она перешла к обсуждению проблемы научной рациональности.
Прежде всего заслугой Л. является расширение понятия рациональности за счет отступления от теоретических форм к необходимости эмпирических подтверждений. Основная поблема его исследований которая наметилась уже в первых его работах - это проблема рациональной реконструкции. Тип логики необходимой для нее - ситуационная (бытовая, не требующая осмысления).
Одну из своих работ Л. начинает с утверждения о том, что любая реконструкция истории (рациональная) нуждается в дополнении эмпирической (соц.-психологической) "внешней" теорией. Значение концепции Л. в решении проблемы научной рациональности именно в предложенном им новом критерии оценки методологических концепций.
Проблема рациональности является одной из тех проблем, которые возникают при исследовании самых различных сфер человеческой деятельности.
В широком смысле рациональность - это соответствие деятельности, разумным (рассудочным) правилам.
Научную рациональность понимают, как соотношение познания с образцами, логическими и методологическими нормами. Ядро проблемы вокруг которой ведутся споры состоит в характеристике и природе истинного знания.
1) Позитивистская мысль. Решение проблемы научной рациональности напрямую связано с поиском "истиной" науки.
2) Неопозитивистская ("венский кружек" 1922) идея научной рац-ти заключалась в сводимости применения теоретического уровня знания к эмпирическому.
Рост проблемы научной рациональности был вызван тем, что сильные изменения претерпела структура науки. Наука превратилась в производительную силу общества. В результате в центре внимания оказалась проблема цели и методов научного поиска, т.е. проблема научной рациональности. М. выделились два этапа 1) преобладание естественно-научного метода, 2) гуманитарного подхода.
Разработку вопроса оценки рац-ти взял на себя Карл Попер. К.П. представляет себе науку как последовательность не теорий, а научных проблем. Любая теория представлена как решение проблемы. Инструментом рационального познания выступает ситуационная логика.
Лакатос - его заслугой является то, что он расширил понятие рациональности за счет отступления от теоретических форм к необходимости эмпирических подтверждений. Л. - постпозитивист.
Основная заслуга в разработке проблемы научной рациональности, является расширение этого понятия за счет подчинения корректной организации опыта соц-культурным и психологическим факторам.
Из отечественных философов вклад в проблему научной рациональности внесли - Грузнов, Пружинин, Кизима.
Теория - особая форма организации знания. Форма означает, что у знания есть какие-то признаки, которые не могут быть исключены ни при каких обстоятельствах (т.е. их можно и не исследовать).
Признаки теории: 1) созерцательная (теория - "смотрю") была изобретена в др. Греции. 2) теория с точки зрения логики: понятия, суждения и умозаключения изучает логика. Главное последнее. Теория - совокупность взаимосвязанных утверждений. Научное знание обязано быть теоретическим, но не всякое тер. знания может быть научным. Математика - язык науки или единственная область науки, основанная на теории. Любая теория в логическом плане изучает идеи или идеализированные объекты. 3) правило независимости. 4) принцип наблюдаемости. 5) теория выполняет функции для опыта: а) объясняет опытные данные, б) предсказывает новые опыты.
Логические особенности: 1) теоретическое знание должно быть логически не противоречиво. 2) логические связи должны охватывать все утверждения, относящиеся к данной теории (принцип системности). 3) аксиоматизация - берутся истинные утверждения и из них выводится какое-то третье (один из идеалов научности).
Девид Липсид определил первые методологические критерии к аксиоматической базе теории: а) непротиворечивость, б) логическая независимость, в) полнота (аксиоматизируется столько, чтобы обеспечить всеобщность).
Что такое проблема? - "Осознанное затруднение" (Теоретические или практические вопросы требующие разрешения, исследования). Науч. проблему можно назвать "Знание о незнании".
Научная проблема отличается признаками: 1) Она всегда ориентирует нас на получение истинного знания. 2) Н. проблема ориентируется на получение НОВОГО знания. Ученый сознательно стремится к новизне. Кроме науки, образование нацелено на новизну, хотя новизна научная и образовательная различны. 3) Соблюдение норм и идеалов в научном знании (или соблюдение форм научности). Идеал - совершенство, высшая конечная цель деятельности. Норма - признанный обязательный порядок. Гипотеза - проблематичная (не доказанная) истина. Требует проверки опытом и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. Какие факторы приводят к постановке проблемы в науке? Внешние - заказ: - влияние одних наук на другие. Но ни один внешний фактор не срабатывает, пока она не будет создана изнутри. В XX в. большое влияние на научное знание оказали соц.-культурные факторы. Внутренние: несоответствие теории, парадоксы, несоответствие между идеалами и нормами научного мышления.