1 Порфирий. Жизнь Плотина. С. 427.
Герои блистали могучим телосложением и силой. Плотин относился к своему телу так, словно бы стыдился его. Герои стремились сравняться с богами через бессмертные дела, возвышение среди своего народа и во имя его; они исходили из того, что для того, чтобы стать вровень с теми, кто живет вверху, на Олимпе, надо совершить нечто важное здесь, на земле. Плотин исходил из противоположной установки: чтобы убежать туда, в божественную сферу, надо отказаться от того, что есть здесь, в чувственном мире, и этот путь протекает не через громкие дела, а через невыразимую скромность душевного самоуглубления. Самое главное: античные добродетели и, прежде всего, их основополагающая четверка: умеренность, мужество, справедливость, рассудительность, - есть добродетели гражданина. Они органически связаны с полисной, граждански государственной жизнью. В этике Плотина последней нет места. До такой степени нет места, что вместе с политикой из нее исчезает и дружба, которую по праву можно считать своего рода визитной карточкой античного морального сознания. Плотина не интересуют отношения единичных душ друг к другу, а только отношения каждой из них в отдельности к высшему.
В неоплатонизме этика как практика добродетельной жизни, индивидуально-ответственного деятельного существования исчезает, она сворачивается, переходит в философию. Традиционно этика считалась одной из трех частей (аспектов) философии, а именно практической философией. Это означало, что философия через этику (через обосновываемые в ней идеалы и каноны добродетели) выходит в практику жизни. В случае Плотина ситуация кардинально меняется: у него сама философия выступает в качестве этической практики. Этика получает выражение, продолжение не в публичной деятельности, как считает Плотин, счастье вообще нельзя связывать
с поступками. "Счастье порождается деятельностью Души, суть которой - мышление; именно оттуда и возникает счастье" (I, 5, 10). Философия Плотина с ее идеей созерцания как сути бытия выступает в качестве добродетельного пути определения бессмертия. Важно подчеркнуть: она не указывает путь добродетели, а сама выступает в качестве такого пути. Теперь уже ясно, что нужно делать, чтобы достичь божественных высот, - нужно стать философом в плотиновском значении и содержании этого термина.
Плотин строил здание вселенной под ключ. При этом нельзя было сформулировать логически корректных сомнений в реальности этой философии, так как согласно ее основоположениям она сама и является высшей реальностью подобно тому, как бессмысленно спрашивать пациента психиатрической клиники, выдающего себя за Наполеона, является ли он тем самым Наполеоном, который правил Францией в начале XIX в. Созданная философией Плотина картина мироздания включала саму эту философию в качестве единственного способа нравственно достойного человеческого существования.
Словом, задача, сформулированная первыми поэтами и мудрецами античности и составлявшая ее цементирующую духовную основу, а именно как через добродетельность жизни достичь вечного блаженства, - эта задача была, наконец, решена. Это означало, что наступил конец античной этики, а вместе с ней и всей античной эпохи.
Список литературы
Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4.
Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии. М., 2002.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995.
Гегель Г.Ф.В. Лекции по истории философии. СПб., 1993.
Геродот. История. М., 1993.
Гесиод. Труды и дни // Гесиод. Полн. собр. текстов. М., 2001.
Гомер. Илиада. М., 1978.
Гомер. Одиссея. М., 2000.
Гусейнов А.А., Иррлипц Г. Краткая история этики. М., 1987.
Демокрит. Текст, перевод, исследования / Под ред. С.Я. Лурье. М., 1970.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1886.
Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1992.
Ийегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. М., 1997.
Лосев А. Ф. История античной эстетики: Ранняя классика. М., 1963.
Глава VI. Конец античной этики: Плотин
Лосев А.Ф. История античной эстетики: софисты, Сократ, Платон. М., 1969.
Лосев А.Ф. История античной эстетики: Аристотель и поздняя классика. М., 1975.
Лосев А.Ф. История античной эстетики: ранний эллинизм. М., 1978.
Лукреций. О природе вещей: В 2 ч. М., 1947. В приложении тексты Эпикура.
Маковельский А.О. Софисты. Баку, 1946.
Платон. Апология Сократа. Критон. Протагор. Пир. Филеб. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968-1972.
Плотин. Эннеады: В 2 кн. Киев, 1995; Киев, 1996.
Плутарх. Моралии. М., 1999.
Порфирий. Жизнь Пифагора. Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Приложение. М, 1986.
Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси, 1972.
Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995 [Библиотека этической мысли].
Секст Эмпирик. Против ученых // Секст Эмпирик. Соч.: В 2 т. М., 1975- 1976.
Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.
Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1966.
Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.
Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.
Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.
Фрагменты ранних стоиков / Пер. и коммент. А.А. Столярова. М., 1998, 2001.
Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. Учебник для вузов. М., 1999.
Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.