Смекни!
smekni.com

Социологические взгляды К.Сен-Симона (стр. 2 из 3)

Эти мысли Сен-Симона были заимствованы и использованы впоследствии Контом для его схемы классификации наук.

Эта концепция была по существу диалектической - Сен-Симон показывал исторический прогресс в виде постоянной смены созидательных эпох эпохами разрушительными.

Эти философские исторические построения служили у Сен-Симона обоснованием важнейшей цели его изысканий – плана создания лучшего, разумного общественного строя и ускорения его наступления в ближайшем будущем.

В отличие от предшествующих утопистов, Сен-Симон стремился раскрыть основные черты разумного общественного строя и ускорения его наступления в ближайшем будущем, обращаясь к историческому процессу: «…будущее слагается из последних членов ряда, в котором первые члены составляют прошлое».

Французская революция 1789 года явилась, по Сен-Симону, закономерным осуществлением исторической необходимости уничтожения господства и власти феодалов и духовенства и перехода ее к промышленникам и ученым.

Но он считал, что революция совершила ошибку, передав власть в руки метафизиков и законников, которые были далеки от понимания главной созидательной задачи революции – построения общей научной общественной системы.

Эту задачу, не выполненную французской революцией, и предстоит теперь осуществить созданием «новой промышленной системы».

Основные черты своего общественного идеала Сен-Симон обрисовал с наибольшей полнотой в сборниках «Организатор», в сочинениях «О промышленной системе», «Катехизис», «Литературные, философские и промышленные рассуждения» и в последнем произведении, вышедшем на свет вскоре после смерти автора, «Новое христианство».

Развивая взгляды Дидро и Кондорсе на назначение общества, Сен-Симон провозглашал: «Лучшее общественное устройство – это то, которое делает жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей[2] .

Сен-Симон подверг глубокой критике современное ему капиталистическое общесатво, которое «… являет собой воистину картину мира, перевернутого вверх ногами», где «…менее обеспеченные ежедневно лишают себя необходимых им средств для того, чтобы увеличить излишек крупных собственников», где «…невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые и трудолюбивые люди подчинены им и используются лишь в качестве орудий»[3].

Главная мысль Сен-Симона состояла в том, что путь избавления трудящихся от бедствий нищеты лежит через расцвет промышленного и сельскохозяйственного производства, через всемирное развитие производительных сил общества на основе применения научных принципов нового времени. Принципы эти включают в себя, по Сен-Симону:

искоренение паразитизма господствующих классов и введение обязательного производительного труда для всех членов общества, которое должно стать большой производительной ассоциацией людей;

обеспечение равных для всех возможностей применить свои способности;

создание плановой организации производства, сполна удовлетворяющего все потребности общества;

постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщего мира;

превращение политики в «позитивную науку о производстве», а государства - из орудия управления людьми в орудие организации производства, «управления вещами».

Применение этих принципов в «промышленной системе» наглядно обнаруживало все сильные и слабые стороны мировоззрения Сен-Симона, « … у которого рядом с пролетарским настроением сохраняло еще известное значение направление буржуазное…»[4]

Последнее нашло выражение в том, что инициативу и руководящую роль в общественном переустройстве Сен-Симон передавал общественной буржуазии и буржуазной интеллигенции – ученым.

Хотя Сен-Симон неоднократно отмечал наличие в обществе лишенных собственности пролетариев, он не выделял пролетариат в отдельный класс, а объединял его с буржуазией за исключением его паразитической рантьерской верхушки) в единый класс «индустриалов», в котором главенство должно принадлежать промышленным предпринимателям , являющимся « в силу природы вещей» руководителями и представителями трудящегося большинства населения.

В этих мыслях Сен-Симона получила известное отражение своеобразная обстановка во Франции в годы наполеоновской империи и особенно в период реставрации бурбонов, когда на первый план выдвинулись противоречия и борьба молодой промышленной буржуазии против дворянской реакции и поддерживающей ее блока феодальной аристократии и привилегированной верхушки буржуазии.

Но были и более глубокие исторические корни этих утопических построений «промышленной системы Сен-Симона. Ее проекты создавались в ту эпоху, когда пролетариат еще только формировался, когда казалось, что он не способен помочь сам себе и что помочь ему нужно только извне и сверху ученым и промышленникам.

Оставляя в руках последних собственность а средства производства, Сен-Симон отводил им, в сущности, задачу: за хорошую мзду прибылей вывести беднейшие классы общества из бедственного состояния нищеты, обеспечить рост общественного богатства и изобилие благ для трудящихся.

В качестве средств борьбы против эгоистических интересов и паразитических вожделений буржуазии Сен-Симон водил в своей промышленной системе» подчинение всех предпринимателей единому плану работ и отмену права наследования с тем, чтобы единственным принципом возвышения людей во всех областях хозяйственной и общественной жизни стали их способности, а общественная лестница представляла бы строгую «иерархию способностей».

Раскрывая подлинный смысл всех этих проектов Сен-Симона, Энгельс указывал, что в его утопической промышленной системе» буржуа «…должны были стать чем-то вроде общественных чиновников, доверенных лиц всего общества…»[5].

Поскольку в своем глубинном течение мысль Сен-Симона направлялась к социалистической цели уничтожения эксплуатации пролетариата, неизбежно было нарастание внутреннего конфликта между «буржуазным» и «пролетарским» направлениям его идей, которое в последние годы его жизни стало занимать все большее место .

В своем последнем произведении «Новое христианство» Сен-Симон «…прямо выступил от лица рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений»[6].

Но идеалистические основы философско-исторической концепции Сен-Симона и непонимание классовых противоречий капиталистического общества определили мистический характер решения Сен-Симоном этой задачи: Сен-Симон выдвинул морально-религиозную концепцию «нового христианства».

Эта новая религия, с ее главным лозунгом «все люди – братья», должна была гарантировать выполнение новоизобретенного плана улучшения участи пролетариата, дополнив материальные стимулы «промышленной системы» моральным категорическим императивом, исходящим из самой властной над людьми силой – силой религиозного воздействия.

Апелляция к религии нагляднее всего обнаруживала свойственные учению Сен-Симона реакционные тенденции.

4 Эволюционный закон

Согласно эволюционному закону - традиционно - существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явл..., сформулированному Сен-Симоном, общество - понятие, фиксирующее предмет социальной философии : в качестве базисной категориальной структу... в зависимости от типов знания прошло через три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (см. закон трех стадий (Law of the Three Stages) – историко-социологический закон, предложенный Контом. Согласно ему, з...) . Последняя совпала с появлением индустриального общества (термин (лат. terminus - предел, граница) - слово или словосочетание, обозначающее эмпирические или абст..., впервые внедренный самим Сен-Симоном), отличавшегося от предыдущих, во-первых, появлением отдельного, хотя многослойного класса (лат. classis - разряд, группа) - конечная или бесконечная совокупность выделенных по некоторому... (то есть всех занятых в индустриальном производстве); во-вторых, технологией, которая завершила борьбу общества за господство (domination) — 1. В общем смысле власть, осуществляемая одним человеком или группой над другим ч... над природой; в-третьих, потенциалом для преобразования государства из инструмента только господства в инструмент просвещенного благосостояния и реформы, управляемый от имени нового индустриального класса интеллектуальной элитой, обладающей позитивным социологическим знанием - селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответс....

Однако прежде, чем мог возникнуть этот доброжелательный, элитарный вариант социализма, неизбежен переходный период - такой период в развитии общества, когда происходящие в нем социальные изменения характеризуютс... социальной дислокации и расстройства, поскольку эпистемологический цемент социального порядка, характерный для предыдущих эпох (религия (лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, ...) , будет ослаблен воздействием секуляризма индустриального общества. Но позитивная, научная социология (социальная физика - эмпирические количественные исследования физических характеристик человека и установление стати..., как называет ее Сен-Симон) способна помочь ускорить и сгладить переход к иной позитивной стадии и обеспечить основу нового светского нравственного порядка.

5 Сен-Симонизм

Это сказалось на всем дальнейшем развитии сен-симонизма и прежде всего деятельности школы его учеников и последователей (Анфантен, Базар, Родгиг).