Идеальный и материальный уровень Неба и Земли действуют как Инь и Ян, и природные силы действуют как на отдельного человека, имея в нем свои органические соответствия, так и на социальную систему в целом, через структуру логических и символических параллелей. И если в человеке Ян - это пот, то на Небе и Земле, то есть в природном мире, параллельное явление называется дождем. Ян в человеке - это дыхание и субстанция дыхания, а в природном мире параллельное явление именуется ветром. Гнев в человеке, который выражается в резком ускорении дыхания, в природном мире может быть уподоблен грому, а нарушение дыхания и движение против потока, связанное с напряжение внутри тела, можно уподобить засухе.
Подобные параллели и можно и нужно выявлять в системе социального организма, потому что именно внешний, кажущийся отрыв от природы и привел человека к потере ориентиров в движении по траектории социального развития в настоящее время. Если пытаться наводить порядок в социальном организме или лечить больного человека, не соотносясь с законами, которые установлены в природном мире, если не использовать за образец устройство Земли и процессов, которые на ней протекают тысячелетиями, то нанесешь только вред и не сможешь справиться с самыми простыми задачами.
Рассматривая множественность явлений, необходимо сводить все многообразие к единым закономерностям. Всего существует три иньских и три янских системы. Возьмем, к примеру, растение, которое из Земли растет в направлении Неба. Когда росток еще не показался на поверхности Земли, то можно, сказать, что он соответствует Инь. Это Инь внутри Инь. Когда он появляется из-под Земли, то это уже Ян внутри Инь. Ян направляет его рост, а Инь поддерживает его развитие. И в любом случае рост обуславливается энергией, которая соответствует весне, а развитие определяется энергией, которая наиболее очевидно проявляется в характеристиках лета. Потом следует стадия собирания, получения результата, а потом осуществляется перенос в новый цикл. Если в своих действиях теряешь ритмику следования этим четырем закономерностям, то нарушается сообщение между идеальными и материальными структурами, потому теряется возможность воплощения замыслов, и образуются застои.
Таким образом, в социальных структурах постоянно необходимо искать закономерности, соответствующие законам взаимодействия Неба и Земли, а не руководствоваться отдельными, пусть даже очень важными и мощными факторами влияния, которые образуются в пространствах мнений, воздействуя потом на структуру состояний социального организма.
Энергетическая система человеческого организма включает четыре основных раздела и двенадцать ответвлений. Четыре раздела соответствуют четырем фазам времени, а двенадцать ответвлений соотносятся с делением года на 12 месяцев. Эти двенадцать систем пульсирующих энергетических каналов разделяются на три иньских и три янских канала, которые располагаются еще и на руках и на ногах, соответственно проводя энергию Неба и энергию Земли в человеческом теле.
Большой Инь на руках соответствует первому месяцу года со знаком Инь. Светлый Ян на руках соответствует второму месяца года со знаком Мао. Светлый Ян на ногах соответствует третьему месяцу года со знаком Чэнь. Большой Инь на ногах соответствует четвертому месяцу года со знаком Сы. Малый Инь на руках соответствует пятому месяцу года со знаком У. Большой Ян на руках соответствует шестому месяцу года со знаком Вэй. Большой Ян на ногах соответствует седьмому месяцу года со знаком Шэнь. Малый Инь на ногах соответствует восьмому месяцу года со знаком Ю. Недостаточный Инь на руках соответствует девятому месяцу года со знаком Сюй. Малый Инь на руках соответствует десятому месяцу года со знаком Хай. Малый Ян на ногах соответствует одиннадцатому месяцу года со знаком Цзы. Недостаточный Инь на ногах соответствует 12 месяцу года со знаком Чоу.
Пульсы и каналы бывают иньские и янские. И если ты знаешь Ян, то отсюда знаешь и Инь. Если знаешь Инь, то знаешь и Ян. Всего существует пять разновидностей янских пульсов, и в каждое из пяти делений года может быть лишь пять пульсов, потому в сумме насчитывается 25 янских пульсов. Иньские пульсы проявляются при болезнях и говорят о наличии патологий. Если разбираешься в янских проявлениях пульсов, то понимаешь место расположения болезни. Если разбираешься в иньских пульсах, то понимаешь сроки ухудшения состояния. Характеристики фазы ухода в пульсе соответствуют Инь, а характеристики фазы прихода - это Ян. Покой - это инь, а движение - это Ян. Замедление - это Инь, а ускорение - это Ян.
В человеческом организме сердце - это основа жизни, это орган, в котором происходят изменения состояний сознания. Состояние сердца выражается в лице. Это большой Ян внутри Ян. Остальные системы органов также имеют свои соответствия. Печень, легкие, селезенка, почка. Вместе с сердцем эти пять органов составляют ряд накопителей материальных составляющих тонких энергий. В социальном организме сердце - это верховный правитель страны. А изменения характеристик состояний сознания выражаются во внешнем облике социальной среды.
Небо определяет пять переходов, пять элементарных движений, которые занимают пять позиций во всех системах, включая и социальную. В природном мире они порождают пять энергий, или пять качеств атмосферы такие, как холод, тепло, сухость, влага и ветер. Именно этим пяти движениям в человеке соответствует пять основных органов, которые и являются аппаратами преобразования энергий в процессе коммуникации человека с внешним миром. В результате и в процессе преобразования энергий рождается пять эмоциональных движений таких, как радость, гнев, задумчивость, печаль и страх.
Эти пять движений имеют циклических характер, то есть в определенные периоды времени действуют одновременно, каждое из движений выражено в разной степени в конкретном явлении или процессе. Эти пять циклов всегда характеризуются качествами Инь и Ян. Именно они и составляют ощутимый контур явленного мира, в котором смешиваются два потока Неба и Земли. И то, что на Небе проявляется как ветер, на земле проявляется как дерево. То, что на Небе проявляется как жар, на Земле проявляется как огонь.
Подобную цикличность можно наблюдать и на уровне страны, где мы видим, что определенные явления социальной жизни преобладают в той или иной точке цикла. Применительно к телу государства метафора в сознании также неотделима от внешней реальности, и, безусловно, необходимо это учитывать.
В этой статье мы разобрали пример ментальной модели организации сознания, а также предоставили обширный материал, помогающий понять тело государственного сознания в китайской традиции; показали, как работает эта система на уровне человеческого организма, на уровне организма природы, определили целый ряд параллелей. В следующей статье мы собираемся продолжить эту тему и выделить главные моменты работы государственного сознания, как это представляет нам китайская традиция.