Б. Виногродский
В Китайской традиции существует несколько примеров, когда страну выводили из кризиса посредством перезапуска ментальной модели организации сознания. Несколько примеров относятся к легендарным временам, а некоторые приходятся на более поздние исторические периоды. Одним из первых таких примеров является предание о так называемом исправлении потопа великим Юем, легендарным правителем древности (в статье дается пример интерпретации основного текста, который явился образцом для организации власти на все последующие тысячелетия китайской истории. Это текст, именуемый "Хун Фань" или "Великий образец для усмирения вод потопа").
Основой ментальных технологий работы с сознанием является метафора, и метафора в сознании неотделима от внешней реальности, вернее она и является основным устройством, правильно соединяющим внутреннюю реальность с внешней. Потому и потоп следует понимать одновременно в двух ипостасях - это и разлившиеся земные воды и вышедшие из берегов потоки энерго-информационной субстанции, которая является материей пространства сознания. Примеры подобных потопов мы видим в теле государственного сознания нашей страны в последние десятилетия, и потому будет интересно взглянуть на происходящее с точки зрения метафор, предлагаемых в данной работе.
Рассмотрим пример применения интерпретационных подходов через создание иных типов метафор в описании социальных процессов, что, в свою очередь, предполагает возможность построения иных траекторий действий по исправлению потоков социума, постоянно выходящих из берегов привычных моделей управления. То есть данная работа говорит о том, что исправлять в первую очередь нужно модели сознания, а потом уже переходить к социально-экономическим механизмам, которые являются вторичными по отношению к устройству пространства сознания ощутимого мира в теле государственного организма.
Если рассматривать тело этнического (национального) государственного сознания в качестве единого организма, то отдельные функции, которые складываются из элементарных коммуникационных образований, составляют систему функций. Так создается цикл. Государь-правитель страны - это сердце, тогда как разные типы административных и силовых структур - это мышцы и сухожилия, с помощью которых приводится в движение весь организм. Организм находится во времени, перемещает всю систему процессов из одной точки в другую, во времени. Это процессы, циклы перемещения ценностей, перенос состояний и энергий.
Инь - это категория, которая отвечает за накопление ценностей и начало активных действий. Ян охраняет внешнее и укрепляет форму. Если Инь не справляется с Ян, тогда потоки ценностей в стране становятся поверхностными и ускоряются (это подразумевает нечеткость законодательной системы и очень частые изменения критериев оценки происходящего), что периодически ведет к полной потере контроля правительства над ситуацией. Если Ян не справляется с Инь, тогда органы, отвечающие за накопление и организацию пяти типов силы, начинают соперничать между собой, а девять каналов циркуляции ценностей теряют проходимость.
Потому, при наличии ценностной стратегии управления, нужно упорядочивать баланс отношений между Инь и Ян, и тогда проводники информации будут действовать согласованно, а дух страны будет твердым и нерушимым. Все движения народа будут соотноситься с идеологией правления, проводящей дух страны.
Ведь что самое главное для поддержания баланса в системе базовых факторов? Нужно, чтобы Ян был плотным и прочным. Если основные факторы не согласуются, то это подобно наличию весны при отсутствии осени, как зимы без лета. Если, руководствуясь этим, стремишься к достижению согласованности, то это и есть меры мудрого правления.
Ведь если сильный Ян не обладает плотностью, тогда происходит полное прерывание иньской энергетики в цикле. Только когда иньская энергия ровная, а янская плотная, в полном порядке развиваются системы материальных и духовных ценностей. Если разделяются Инь и Ян, тогда прекращается циркуляция материальной энергии и цикла.
Инь и Ян представляют собой два качества поля сознания. Это отражения в сознании материальной и нематериальной составляющих бытия. Нужно понимать, что связи Инь и Ян не примитивны, так же, как сложны связи между материальной и нематериальной составляющими мира сознания в каждом из нас.
Эти соответствия можно обнаружить как в отдельном человеке, так и в стране. Если говорить об Инь и Ян для отдельного человека, то они выражаются как внутреннее и внешнее, где внешнее - это Ян, а внутреннее - Инь. Следовательно, и в стране ориентация вовне, экспансия соответствует Ян, а закрытость и сосредоточение на своих проблемах без учёта существования окружающего мира, это Инь. Если говорить с точки зрения человеческого тела, то спина - это Ян, а живот - это Инь.
Инь - это покой, статика, а Ян - это динамика и подвижность. Ян генерирует, а Инь взращивает. Ян разрушает, а Инь сохраняет. Ян - это трансформация энергий, а Инь - это создание внешних форм. Когда холод достигает предела, рождается жар. Когда жар достигает предела, рождается холод. Энергия холода создает материальный осадок, а энергия жара генерирует чистоту.
С точки зрения толкования циклических процессов, любой процесс делится на четыре стадии, и первые две стадии соотносятся с Ян, а вторые с Инь. Потому необходимо находить соответствия и сопоставлять отдельные стадии процессов по характерным явлениям, чтобы определять фазы.
Чистый Ян определяет идеологию и внешнюю политику, а мутный Инь соотносится с внутренними процессами, которые диктуют экономические ограничения. Ян - это энергии, это духовный потенциал, а Инь - это средства производства и валовой национальный продукт. Если избыточное внимание уделяется экономическим вопросам в ущерб идеологии, то это указывает на преобладание Инь. Если же в планировании экономики довлеет идеология, то это Ян внутри Инь. Когда действует мощная идеология, и дух силен, то это преобладание Ян, а когда дух слаб и не способен позитивно повлиять на экономические процессы, то это Инь в Ян.
Если Инь преобладает, тогда возникают проблемы янского характера. А если преобладает Ян, тогда возникают проблемы иньского характера. Преобладание Ян приводит к избытку жара, к гипертрофированным реакциям, к жарким конфликтам, к резким столкновениям, к слишком решительным действиям, опирающимся на применение силы. Преобладание Инь приводит к избытку холода, возникают застойные явления, действуют инерционные механизмы, слишком вязкой становится процедура принятия решений. Когда холод развивается до предельной точки, он превращается в жар. Когда жар развивается до предельной точки, он превращается в холод.
Чистота субстанции Ян соответствует движению вверх в область идеального описания, а мутная составляющая Инь соотносится с движением вниз к Земле. Следовательно, чередование состояний движения и покоя идеального и материального уровней, может быть полностью понята через описание системы циркуляции и превращения ценностей в циклах. Циклы характеризуются существованием четырех стадий развития, которые определяются как зарождение, развитие, урожай и сохранение. После того как процесс заканчивается, он обязательно начинается вновь.
Существует не только метафорическая, идеальная, но и прямая (хотя и достаточная сложная) материальная взаимосвязь природных явлений и социальных процессов. Природные процессы определяются качеством времени, и по-разному выражаются в естественном и социогенном материале.
Если взять отдельного человека, то человек развитый и одаренный развивает разум, который локализуется в голове, обращаясь в сферу идей и идеалов. Голова в этой системе непосредственно соответствует Небу. Внизу, следовательно, находится Земля, на которой нужно крепко стоять ногами. А пространство между Небом и Землей заполнено нашими людскими делами. И действия, которые совершаются людьми в процессе делания дела, приводят к накоплению необходимых субстанций, которые выражаются в материальных ценностях, энергетическом потенциале, информации, научном потенциале, культуре и военной силе. В каждом отдельном человеке небесная энергия сообщается с определенными органами, которые отвечают за накопление разных субстанций.
Социальная жизнь, в конечном счете, естественно организуется таким образом, что подразумевается необходимость удовлетворения основных нужд отдельных людей, составляющих социальную структуру общества. Это определяет характер связей между участниками процесса. Но изначально нужно понимать, что качества энергий, которые имеют циклический характер, приходящих (условно) с Неба или из Космоса, приводят в движение органы, составляющие человеческий организм.
Небесная энергия сообщается с легкими, приводя в движение механизм дыхания. Энергия ветра сообщается с печенью. Такая энергия может быть понята как качество энергии, которое образует потоки перемещения ценностных эквивалентов в обществе. И если на уровне движений атмосферы она выражается как ветер, то в социуме движение ветра может проявляться и как изменения нравов, и как веяния моды, и как движение финансовых потоков из одной области в другую. Но, так же, как ветер гонит пыль, в физическом пространстве, социальный ветер гонит разные потоки ценностей в социальном пространстве, тогда как сама пыль или эти потоки сами ветром не являются.
Очень важно создавать такой тип видения, в котором не будут путаться причины и следствия. Энергия земли сообщается с горлом. Энергия грома сообщается с сердцем. Энергия материального питания сообщается с селезенкой. Энергия дождя сообщается с почками. Для каждого из органов и для каждой энергии в социуме обязательно есть свои параллели. И шесть базовых систем координации энергетических потоков - это то же самое, что и потоки в пространстве Земли. Все сообщение человека с внешним миром производится через девять отверстий организма. И в социальном организме присутствует девять путей сообщения, девять траекторий, которые характеризуют состояние его здоровья в данный момент.