Ранняя специализация, на которую настраивает современная реформа образования в формате "Программы модернизации до 2010 года", не дает выпускникам школ возможности свободно определяться в дальнейшей жизни, лишает шанса изменить профиль своего образования, и сильно обедняет будущих профессионалов, отнимая перспективу творческого синтеза методов, развиваемых в русле различных сфер знания – строгой аналитики естественнонаучного исследования, проективных подходов социальных наук, методов гуманитарного познания, стремящегося постигать уникальные явления жизни духовной.
Узкая специализация в системе высшего и среднего профессионального образования лишь по видимости дает преимущества на рынке труда. Современный мир динамичен, рынок профессий не единожды изменится на протяжении жизни каждого из нас, и преимущества на нем даст как раз фундаментальная общая подготовка, достаточная для самообразования и саморазвития в избранной профессиональной сфере, или для освоения набора необходимых смежных специальностей.
Профессиональная подготовка есть только часть системы образования. Цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь.
С этой точки зрения жизнь человека нельзя рассматривать как земную только, ее следует видеть как Богом данную вечную жизнь. Полезность человеческой жизни определяется вовсе не рынком труда. В главном она определяется тем, что Бог призвал каждого из небытия в бытие, а значит, у каждого человека есть свое предназначение в этом мире. В жизни человека есть своя логика, и именно эта определенная логика должна лежать в основании содержания образования. Понять эту логику можно, только если в систему образования вернуть живого человека и осознать, в какой мир человек пришел, с чем он столкнется в этой жизни и куда отправится далее.
О стратегии государства и политике в сфере образования
Сегодня вхождение Православной культуры в школу – объективная реальность. Однако внятной и последовательной государственной политики по этому вопросу нет, – политики, обязательной для каждого государственного чиновника. Почему губернатор одного региона "за", а другого "против", почему сплошь и рядом бывают ситуации, когда губернатор "за", а департамент образования "против", когда директор школы "за", а руководитель районного отдела образованием "против". Обычно ссылаются на закон. Однако наше законодательство ничуть не запрещает, а даже обязывает изучать православную культуру. Давайте разберемся. Цитирую ст. 44, п. 3 Конституции РФ: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия"
Обязан заботиться о сохранении! Что значит "заботиться"? Значит, знать, беречь, передавать это наследие. Таково требование Конституции к каждому гражданину России. А как можно беречь и сохранять то, чего не знаешь? Беречь, сохранять можно только то, что знаешь, ценишь и передаешь детям и внукам, чтобы они тоже это сберегли. Конституция нам это предписывает. Поэтому многие действия наших чиновников, чинящих препятствия к изучению основ православной культуры, можно считать действиями антиконституционными, антизаконными. Закон об образовании говорит, что образование – это механизм сохранения и развития национальных культурных традиций. Сейчас этого механизма у нас нет, то есть предписание Закона не выполняется.
Кто должен взять на себя заботу о том, чтобы этот механизм появился? Не аппарат ли власти, созданный для того, чтобы нормы закона обрели реальную силу? То есть чиновники опять игнорируют свои прямые обязанности, не выполняют государственной функции, руководствуясь собственными представлениями и предпочтениями, а не законом.
Часто задают вопрос – а кто будет преподавать? Вы вдумайтесь в этот вопрос! Есть ли хоть одно государство в мире, где в школу пускают учителей, которые не знают отечественной культуры, истории и традиции? Как можно говорить, что я не знаю? Необходимо знать. В Германии учебник мировой истории на 9/10 посвящен истории Германии, в США – ее истории всего 200 лет, – родную историю изучают все школьные годы и еще пять лет в вузе, а у нас, в русской школе, чему учитель может научить, что он передает, если сам не знает традиции? Каждый честный учитель сегодня должен взять книжку, сесть за парту, подойти священнику, к Владыке: "Владыка, научите! Батюшка, помогите! я без этого в школе сегодня работать не могу". Сегодня за парты всем надо сесть – и родителям, и учителям, и чиновникам. Чиновникам, потому что они даже не знают, как правильно к священнику обратиться, а у нас 80% населения – крещеные, православные. И необходимо организовать школы, курсы, чтобы и взрослые люди смогли научиться тому, что такое наши традиции. Потому что именно чиновники должны нести ответственность за то, чтобы государственное образование решало приоритетную задачу, заявленную во всех основополагающих документах – приобщение к культурному наследию, воспитание любви к Отечеству, патриотизма, воспитание духовности, нравственности. Православие является основой всей нашей жизни, и отечественная педагогика должна на этом основываться.
Камнем преткновения для возрождения православной мысли в образовании, как правило, становятся представление о светском государстве и светском образовании. Но ведь светское государство – это юридическое понятие, сформулированное в противовес государству атеистическому.
Некоторые говорят, что светское государство – это когда Церковь отделена от государства. Ни в одном из ныне действующих законов таких слов вообще нет. Церковь отделил от государства В.И. Ленин своим декретом в 1918 году с целью дальнейшего уничтожения граждан страны. Подумайте сами: Церковь – это народ Божий, верующий народ. Так как же можно верующий народ отделить от государства?
Современные законодатели пошли мудрым путем, они написали, что наше государство – светское и что религиозные объединения и организации нельзя создавать в государственных учреждениях. Эта формула возвращает нас к историческим традициям России. В России светским считалось то, что принадлежит государству, что не управляется Церковью. Поэтому если православная гимназия управляется государством, то она является светской. Она является государственной, так как государство в ее стенах готовит для себя кадры. Поэтому мнения, что православную культуру преподавать, нельзя имя Божие произносить в школе идут от эмоционального состояния конкретного человека, от его личных предпочтений, а не оттого, что таковы законы и государственная политика. Если человек честный, если он – государственный деятель, если он уважает наши законы, то он должен понимать это.
Еще один обычный аргумент против изучения православия в школе – это то, что мы многонациональное и многоконфессиональное государство. Однако в Конституции такой формулы нет. В первых статьях ее отмечено, что мы – многонациональный народ, но не многонациональное государство. Употребление в речи формулы "многонациональное государство" – признак бытового языка, но не языка закона. Конституция свидетельствует о приоритете международного права. А в международном праве сказано, что если титульная нация в государстве опускается ниже 67% населения, то это уже многонациональное государство. Во Франции, например, французов около 70%, это мононациональное французское государство, хотя там насчитывается миллион арабов. У нас титульная нация – русский народ – составляет 80%. По международному праву мы – мононациональное русское государство.
Поэтому когда нам говорят, что это не так, то это просто провокация, идеология и желание запретить нашей традиционной национальной культуре стать основой культуры нашего государства. В этом отношении законодатели более честны, чем чиновники на местах. Когда мы откроем преамбулу Закона о религиозных организациях, то там признается особая роль православия в истории духовной культуры России. А дальше добавляется, что мы признаем и роль мусульманства, и иудаизма и буддизма в истории народов России. Есть разница: государства России и народов России. Законодатели признали особую роль Православия на всей территории России. Они действуют в Конституционном поле. Получается, что в ссылках на наши законы создается очень много юридических мифов, созданных для того, чтобы запретить нам изучать отечественную культуру.
В системе образования мы должны говорить не о национальностях, а о культуре России – культуре, на основе которой создавалось наше государство. Когда спрашивают, почему нам необходимо изучать православную культуру, следует отвечать, что православная культура – это культура, в которой живут и жили тысячу лет в России все ее национальности. Православная культура – это знак нашей цивилизации, основа единения народов России.
Сегодня нужно различать государственных деятелей и политиков, прикрывающихся государственным интересом. В России всегда были государственные деятели, у которых душа болела за народ, за Отечество, за историю, за традиции, они за это все были готовы пожертвовать собой. Политики же – это беда России. Политики думают о себе, о своей карьере. Поэтому в разговорах о государстве и государственном интересе следует различать цели, которые такие политики, пользуясь силой государства, хотят провести в жизнь, и цели народные. Государственные цели должны совпадать с целями народными, а не с целями корыстных политиков. Цель народа, наша общественная цель – воспитать ребенка честным, целомудренным, совестливым, любящим свою Родину, свой народ.