Смекни!
smekni.com

Образование и цивилизация (стр. 1 из 4)

Игум. Георгий (Шестун)

Цель образования – адаптация к рынку?

Мы много говорим о содержании, формах, и методах образования, но почти никто не говорит о целях образования, которые определяют его содержание, формы и методы. Если объединить редкие размышления о целях образования (они почему-то чаще всего умалчиваются) то можно обобщенно выразить цель как вхождение народа в цивилизацию.

В умах многих современных людей витает идея единой цивилизации, причем образец этой цивилизации задается группой стран, которые принято объединять под общим названием "Запад", "западные страны". Часть наших политиков и руководителей различного уровня считает, что Россия должна стать цивилизованной через вхождение в западный мир, через освоение западной культуры, либеральных ценностей и через смену самого образа жизни. При этом, как заклинание, повторяется фраза, что "Глобализация – процесс неизбежный".

Идея единой цивилизации отнюдь не нова. Она громко зазвучала в эпоху Просвещения. Одним из ярких ее выразителей был немецкий философ Гегель, чьи философско-исторические взгляды оказали очень большое влияние на русскую образованность. Под ее влиянием в русской историософской мысли оформились известные направления "западников" и "славянофилов". В русле историософской полемики русский мыслитель Николай Яковлевич Данилевский обосновал иную точку зрения. Представление о единой универсальной цивилизации – это абстракция, утопия. Такой цивилизации не существует нигде, кроме как в головах активных проводников этой идеи. В реальной мировой истории налицо несколько культурно-исторических типов цивилизации, и каждая исполняет свою, Богом предназначенную ей роль. Все поле человеческой деятельности создано Богом для того, чтоб каждый народ прошел это поле в своем особом направлении. Россия искони формировалась и жила в лоне Восточной Православной Византийской цивилизации. Ее основ и следует придерживаться на всех исторических поворотах. К ней и следует возвратиться и сегодня после насильственного отлучения в ХХ веке, вернуть уклад жизни, традиционные ценности и культуру.

Раз нет универсальной цивилизации, нет и единой универсальной педагогики. Каждая педагогика должна нести и действительно несет на себе ярко выраженную печать той цивилизации, которой она принадлежит. Она выполняет главную роль передачи знаний, умений, навыков, опыта трудовой и творческой деятельности, опыта духовной жизни и ценностей, характерных именно для данной культуры, для данной цивилизации.

Для того, чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Эти ценности сейчас почти не передаются, более того, происходит их подмена – и в этом болезнь нашего образования. Очень важно понять, что на сегодняшний день единственной хранительницей духовного опыта нашего народа является Православная Церковь. Если общество не обратится за опытом передачи духовных ценностей к Церкви, то оно будет разлагаться, потому что без духовной основы долго существовать не сможет. Сегодня говорят об "открытом образовательном пространстве". Открывание этого пространства навстречу опыту Русской Православной Церкви в сфере духовной творческой деятельности – это объективная реальность, от которой не уйти.

Особенность нашей цивилизации – совпадение народных и религиозных взглядов. Эту особенность русского народа определила и ввела в научный обиход известный этнограф М.М. Громыко, автор книги "О воззрениях русского народа". Даже если человек говорит "Я – атеист, я – неверующий" – он все равно несет в себе ценности, источником которых является Православие, независимо от того, осознает он это или нет.

Итак, Православие является основой всей нашей жизни и отечественная педагогика как минимум должна это учитывать.

Я задаю вопрос – какова цель современного образования? Для православного человека цель образования ясна – нужно привести ребенка ко Христу, научить его жить православной жизнью, открыть в нем образ Божий, и "наставить на путь", – научить его любить Отечество, дать знания о собственной культуре, дать ремесло в руки, чтобы трудами своими он мог обеспечить достойную жизнь и достаток семье, детям, чтобы мог творить дела милосердия, уделяя от своего достатка тем, кто нуждается. Для нас все это ясно как день.

Но какова сегодня цель средней государственной школы? Я спрашивал директоров школ, я спрашивал министра образования. Они говорят: "воспитание гармоничной личности" Весь двадцатый век так говорили. А конкретные цели бывали очень различными. Что же мы хотим сегодня? Какого ребенка хотим видеть? К чему идет наше образование? Я думаю, сегодня цели образования скрыты от народа. Они зависят от цели самого государства. Говорят красиво и хорошо. А смертность увеличивается, наркомания растет, пороки процветают. Когда я стал анализировать документы Министерства образования, высказывания наших политических деятелей, то понял, что мы хотим войти в цивилизованный мир. Это наша цель на уровне государства. На государственном уровне мы признали необходимость вхождения в цивилизованный мир Европы. А значит, признали себя народом нецивилизованным, дикарями? Весь двадцатый век мы воспитывали человека новой формации – атеиста, материалиста, переделывали на новый лад тысячелетнюю культуру, развившуюся на духовной основе православной традиции. В годы перестройки поставили опять цель изменения ценностных ориентиров. Не соединить эту тысячелетнюю историю с нашим временем, а воспитать человека новой формации – теперь по образцу, предоставляемому европейской и американской цивилизацией. При этом надо православие обязательно обойти, потому что оно мешает этой задаче.

Но на пути к достижению этой цели – вхождения в цивилизованный мир – в образовании происходят и другие явления – понижается уровень образования, разрушается его содержание. Раньше в Конституции было провозглашено обязательное среднее образование, говорили о необходимости ориентироваться на всеобщее высшее образование – такие ориентиры берут развитые страны. Сегодня об этом не говорят. Более того, государство собирается резко сокращать количество вузов, предлагая гражданам получать высшее образование на коммерческой основе. В министерстве стали говорить, что нужно ориентировать детей на рабочие профессии. При этом речь не идет о высококвалифицированных рабочих со средним и высшим образованием, которыми славна была наша система профессионального технического образования в недавнем прошлом. Сейчас говорят о рабочих профессиях сферы обслуживания. Вот где видят наше будущее. Цель поставлена – дать такое образование, чтобы к фундаментальным знаниям путь был закрыт, чтобы высококвалифицированными рабочими не стали, но чтобы в рамках разделения труда в мировой цивилизации заняли место рабочих средних профессий сферы обслуживания. Я думаю, что задача государственного образования сегодня сформулирована именно так. И что от народа она скрывается за красивыми словами об учете индивидуальных особенностей, развитии способностей и доступности качественного образования.

Признаки того, как решается эта задача, налицо. Средняя школа постепенно приобретает узкопрофессиональную направленность, она перестает быть школой общеобразовательной. Воспитание ориентирует молодых людей на карьерный рост, заменяющий рост личностный. Аналогичная картина и в высшей школе. Налицо все более узкая специализация выпускников, все меньше внимания уделяется общекультурной и общеметодологической работе со студентами.

В системе профессионально-технического обучения подготовка высококвалифицированных рабочих практически сведена к нулю, она все более явственно заменяется подготовкой специалистов для сферы обслуживания.

Эти процессы объясняются ориентацией современного образования на рынок труда. Будущее человека стали связывать с его возможностью найти свое место в мире профессий – престижных и нужных обществу. Ориентация на рынок труда вытесняет из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, ее талантов и способностей. Современное образование становится безличным. Цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной экономической и политической системе. Отсюда – среди конкретных педагогических целей определяющими становятся социальная адаптация и профессионализация. Целью обучения является возможность включения специалиста в экономику современного цивилизованного мира.

Современные реформы наносят серьезный ущерб содержанию образования. Неопределенность содержательных ориентиров – а рынок труда всегда изменчив и слабо прогнозируем, приводит к неуправляемой вариативности образовательных программ, единство которых едва ли способна обеспечить идея "развития способностей личности", повсеместно принимаемая сегодня в качестве формального ориентира школы.

Такая система закономерно принимает атеистическую направленность. Может ли быть иначе там, где все бытие человека низводится в пределы земной жизни бытия и приспосабливания к ней. К сожалению, некоторые руководители системы образования, имея атеистическое мировоззрение, навязывают его всему российскому обществу, в котором, несмотря на длительный период принудительного государственного атеизма, продолжает сохраняться приверженность традиционным ценностям.

В такой системе нет места общеобразовательной подготовке и духовно-нравственному воспитанию, а именно они составляют стержень отечественной педагогической традиции.

Общеобразовательная подготовка, ориентированная на изучение основ наук, гармонически сочетает подготовку в гуманитарной и естественнонаучной сферах. Она обеспечивает целостное мировоззрение, умение мыслить, свободу профессионального самоопределения. Нравственные понятия, впитываемые из традиции Православия создают прочную основу для того, чтобы человек мог создать семью, воспитать детей, любить Отечество, верно служить стране и народу, стать на страже интересов государственных, не превратиться в "вора" – так на Руси издавна называли человека, пользовавшего возможностями государственной власти в корыстных интересах.