Перевезенцев С. В.
Ранние греческие философы несомненно испытывали влияние мифологических образов. В их произведениях мы можем обнаружить представления, характерные для древнегреческих мифов: о первичном бесформенном состоянии Вселенной, о постепенном развитии мира из хаотического состояния в сторону все большей упорядоченности, об отделении — нередко насильственном — неба от земли, о периодической гибели и новом рождении Вселенной.
Однако эти представления присутствуют у древнегреческих философов уже в демифологизированной форме, когда мыслители пытались объяснить явления природы и общества на основе естественных причин, которые человек способен познать с помощью разума, путем их тщательного изучения. Само изучение природы в те времена чаще всего осуществлялось посредством наблюдения за теми или иными природными явлениями. На основе наблюдения накапливались определенные факты, благодаря чему древние философы пытались найти некие закономерности жизни природы.
Происхождение и структура мира, свойства природы — вот главный объект, интересующий ранних древнегреческих философов. Еще Аристотель обратил внимание на этот факт и потому называл своих предшественников “физиками”, т.е. исследователями природы. Сегодня для характеристики ранней древнегреческой философии чаще других используется термины философия “физиса” или натурфилософия. Натурфилософия — это наука, изучающая философию природы, “мудрость природы”. В целом учения натурфилософов были еще тесно связаны с мифологическими представлениями.
Первые философские школы в Древней Греции возникли в VI в. до н.э. в Ионии — области, территориально расположенной в Малой Азии. Своего рода центром философии в то время был г. Милет. Поэтому часто употребляется термин “милетская школа”, ибо философы ее представляющие были гражданами Милета. Основателем милетской школы считается Фалес Милетский (кон. VII — нач. VI вв. до н.э.). К милетской школе причисляют также Анаксимандра и Анаксимен (VI в до н.э.). В соседнем с Милетом г. Эфесе жил Гераклит, также считающийся представителем ионийской философии (сер. VI в. до н.э. — нач. V в. до н.э.). Гераклит считается создателем учения о диалектике.
В конце VI в. до н.э. Иония оказалась завоевана персами. Милет был разрушен. В это время центр древнегреческой философии смещается в так называемую “Великую Элладу”, которая включала в себя ряд городов-полисов, основанных древнегреческими колонистами на побережье Южной Италии и о. Сицилии. К италийским философам принадлежали Пифагор и пифагорейцы, школа элеатов, сторонники которой получили прозвание от названия г. Элея, и Эмпедокл.
В V в. своими философскими познаниями прославился Анаксагор, живший в Афинах в годы правления знаменитого Перикла. А последними, кто попытался ответить на вопрос о рождении и строении мироздания с позиции философии “физиса” (натурфилософии) стали Левкипп и Демокрит (V–IV вв. до н.э.). С именами этих двух философов часто связывают рождение материализма — философского учения, признающего первичность бытия по отношению к мышлению, первичность материи по отношению к сознанию.
Учение Левкиппа и Демокрита стало своеобразным завершением развития предшествующей традиции философии “физиса” (натурфилософии). В изучении природы они дошли до предела возможностей тогдашней науки, создав философию атомистического материализма. Дальнейшая древнегреческая философия, развивавшаяся на основе созданных натурфилософских теорий, поставила в центр философии уже иные проблемы.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ
(кон. VII — нач. VI вв. до н.э.)
Фалес Милетский пользовался большим авторитетом и при жизни, и после смерти. Философ, геометр, математик, астроном, он, по некоторым данным, на основе математических расчетов предсказал солнечное затмение, которое произошло в 585 г. до н.э. Именно Фалесу приписывают заслугу определения протяженности года в 365 дней и разделения года на 12 месяцев по тридцать дней в каждом. Кроме того, он открыл некоторые математические и геометрические закономерности. И недаром Фалес Милетский всегда назывался первым среди полулегендарных древнегреческих “семи мудрецов”.
Фалес не оставил после себя каких-либо научных сочинений или, во всяком случае, они не сохранились. Следовательно, мы можем определить его философские взгляды с определенной долей вероятности.
Значение Фалеса для развития мировой философской мысли прежде всего заключалось в том, что он впервые поставил вопрос, в котором выразил основную задачу философского знания: “Что есть все?” Этот вопрос уже во времена античности стал главным для философов.
Когда говорят о философии Фалеса, чаще всего имеют в виду его космологическую концепцию. По дошедшим до нас сведениям, мы можем выделить три основные составляющие этой концепции:
1) Начало всего есть вода.
2) Земля плавает на воде, подобно куску дерева.
3) Все в мире одушевлено.
Фалес утверждал, что “семена и зерна всего сущего имеют влажную природу”, что все произошло из воды. Здесь можно заметить определенную связь с мифологическими представлениями Гомера, который началом мира считал Океан. Однако у Фалеса вода теряет свое чисто мифологическое значение. Не существо, не личность (гомеровский Океан) рождает мир. Вода — это своего рода первоматерия, обладающая вещественными характеристиками, свойствами естественного материального объекта.
В то же время Фалес признает и наличие богов. Но он считает, что боги существуют не на далеком заоблачном Олимпе, а в самой природе, ибо по его мнению все в мире “полно богов”. Даже магнит обладает божественной душой, благодаря чему и притягивает к себе железо.
Учение Фалеса исторически стало первым философским учением, объясняющим процессы возникновение и существования мира естественными причинами.
АНАКСИМАНДР
(VI в до н.э.)
О жизни Анаксимандра мы знаем крайне мало: известно, что он написал сочинение в прозе “О природе”, от которого сохранился один фрагмент, а также не дошедшие до нас труды под названием “Карта мира” и “Глобус”. Еще Анаксимандру приписывают изобретение солнечных часов.
В отличии от Фалеса, Анаксимандр началом мира считал некий апейрон, который “не знает старости”, “бессмертен и неуничтожим”. Из-за отрывочности сохранившихся сведений сегодня трудно дать полное определение апейрона. Видимо, это нечто бессмертное, безграничное и бесконечное, сопоставимое с мифологическим Хаосом. Однако апейрон не несет в себе мифологического значения. Это уже абстрактное, т.е. мысленное представление о первоначале мира, не связанное ни с каким бы то ни было мифологическим героем, ни с одним из материальных объектов.
Апейрон, являясь первоначалом мира, производит из самого себя все остальные явления природы. Вследствие вращения апейрона выделяются противоположные качества — влажное и сухое, холодное и теплое. Затем эти качества смешиваются между собой и возникают природные объекты. От смешения сухого и холодного — земля, от влажного и холодного — вода, от влажного и теплого — воздух, от сухого и теплого — огонь.
В результате смешения различных качеств Вселенная приобретает вид ряда колец. В центре Вселенной находится неподвижно висящая земля, имеющая форму цилиндра. Вокруг земли располагаются огненные кольца (или “ободы”) в которых в последовательном удалении от земли находятся звезды, Луна и Солнце. Эти огненные кольца имеют отверстия и поэтому, когда они вращаются вокруг земли, через отверстия люди могут видеть небесные тела.
Возникновение и развитие мира Анаксимандр считал периодически повторяющимся, ибо по прошествии определенного времени мир снова поглощается его беспредельным началом.
С представлениями о рождения мира связана и концепция Анаксимандра о рождении живого. По его мнению живое зарождается во влажном иле, когда-то покрывавшем землю. Под воздействием небесного огня земля постепенно высыхает и некоторые живые существа жившие в морях, выходят на сушу. Среди них были и некие рыбообразные существа, покрытые чешуей, в чреве которых зародились люди. Когда люди выросли, то эта чешуя распалась.
Как видно, философия Анаксимандра тоже находилась еще под значительным влиянием мифологии — это и представления о бесформенном начале мира, и образ огненных колец, и утверждение цикличности развития мира. Исследователи считают, что в данном случае прослеживаются мотивы не столько даже греческой, сколько восточной мифологии.
АНАКСИМЕН
(VI в. до н.э.)
Анаксимен в своем учении ближе Фалесу, нежели Анаксимандру, ибо выделял в качестве первоначала мира определенный физический объект. В своем труде “О природе” Анаксимен утверждал, что все вещи происходят из воздуха — либо путем разряжения, связанного с нагреванием, либо путем сгущения, приводящего к охлаждению. При этом Анаксимен указывал на конкретный физический механизм возникновения вещей из воздуха: в процессе его сгущения образуются ветер, облака, земля и камень. Разряжение же приводит к тому, что воздушные испарения поднимаются вверх и образуют огненные светила.
При изложении своего понимания структуры Вселенной, Анаксимен постоянно прибегает к методу аналогий. Так, образование земли из воздуха у него сравнивается с валянием шерсти, из которой образуется войлок. Сама земля имеет столообразную, плоскую форму, и она не висит неподвижно в центре Вселенной, а поддерживается снизу воздухом. Солнце, Луна, звезды представляют собой огненные листья, при этом Солнце и некоторые звезды вбиты в небосвод наподобие гвоздей, а некоторые звезды плавают в воздухе.
Интересно Анаксимен объяснял движение небесного свода. По его мнению небосвод движется вокруг земли, как шапочка, поворачивающаяся вокруг человеческой головы. Звезды, Солнце и Луна не уходят за землю или под землю, а скрываются за ее северной, приподнятой частью. Так по Анаксимену происходит смена дня и ночи.