Смекни!
smekni.com

Эволюция целей религиозных психопрактик в эзотерических системах мира (стр. 2 из 2)

Актуализация психических процессов, осознание себя в «здесь и сейчас»

Развитие сознания и самосознания.

Очистка подсознания.

Распрограммирование сверхсознания.

Достижение внутренней целостности.

Рассмотрим каждое направление более подробно.

Наиболее полно вопрос об актуализации психических процессов был рассмотрен в гештальт психологии Ф. Перлза, которая достаточно быстро вышла из разряда психотерапевтических систем и стала полуэзотерической школой.

Значительное внимание уделяется проблеме актуализации в трудах Г. Гурджиева и К Кастанеды. Некоторое количество интересных техник этой группы можно обнаружить у Ошо.

Главная ценность актуализирующих психотехник состоит в том, что они не только расширяют сознание способом актуализации, но и наиболее мягко приучают человека к рефлексии, необходимой для работы на последующих этапах.

Вторая цель, представляющаяся значительной последователям современных эзотерических систем - кристаллизация сознания и развитие самосознания. Термин «кристаллизация сознания» был введен в употребление Гурджиевым и означал формирование в человеке устойчивого внутреннего мира. Предельно важную, если не центральную, роль играла осознанность в учении Кришнамурти.

Понятие очищения подсознания, то есть отреагирование вымещенных чувств и эмоций, вызывающих невротическое напряжение, появилось благодаря психоанализу, однако прочно вошло во многие эзотерические и религиозные системы нашего времени. Так, по мысли Ошо очистка подсознания является важным этапом работы над собой не только потому, что позволяет снизить характерный для современного человека невротизм, но и благодаря тому, что она освобождает психическую энергию, необходимую для более глубокой внутренней работы.

Наиболее полный набор техник предложен Ошо в его знаменитой «Оранжевой книге».

В учении Карлоса Кастанеды также существует интересная техника – «стирание личной истории», которую с рассматриваемых позиций можно интерпретировать как направленную на очистку подсознания [6].

Стержневую роль играет очистка подсознания в Дианетике (клиринг).

Распрограммирование сверхсознания, т.е. освобождение от стереотипов, установок и комплексов, заложенных в процессе воспитания, также рассматривается последователями современных эзотерических систем как элемент работы над собой.

Роль родительского программирования в жизни человека была впервые досконально описана Берном, однако эффективных техник освобождения от подобных программ им предложено не было. Такие техники, как рефрейминг, появились позднее, благодаря способам Эриксонианского гипноза, НЛП, но суть большинства из них базируется не на распрограммировании сверхсознания, а в его перепрограммировании, т.е. замене одних программ на другие, более эффективные для конкретного человека.

Наибольшее внимание идее распрограмирования уделяют последователи «бунтарского» дзена и подобных ему систем.

Наивысшей фазой внутренней работы можно назвать работу по достижению внутренней целостности, т. е. синтез различных частей человеческой психики (субличностей) В работе с субличностями можно назвать две разные цели. Минимальная цель - это достижение когерентного состояния психики, т. е. состояния, при котором отсутствует борьба между различными субличностями - все они сотрудничают в достижении одной цели. Подобного состояния пытаются достичь последователи практически всех из перечисленных выше школ.

Более сложной задачей считается полная интеграция всех субличностей, т. е. достижение цельного состояния сознания. Характерной чертой данного состояния является способность человека, который достиг его, оставаться самим собой, в любой ситуации. У него нет никакой ни внешней ни внутренней потребности играть какие-либо роли. Техники, которые помогают достичь подобных состояний, предлагаются в трудах Ассаджоли и его последователей.

Список литературы

1. Торчинов Е.А. Религии мира. С-Пб,1998. - 382с.

2. Смирнов Б.Л. Санкхья и йога. Ашхабад, «Ылым», 1994. – 239с.

3. Вебер М. Социология религий. М., «Юрист», 1994. 704с.

4. Сафронов А.Г. Змінені стани свідомості в системі релігійного досвіду// Наукові записки Харківського військового університету серія “Соціальна філософія, педагогика, психологія” ” №4 Харків ХВУ 1999.-с.141-146.

5. Конзе Э. Буддийская медитация. М., 1993 С.7

6. Кастанеда К. Собрание сочинений 9 т. , Киев, “София”, 1993-98.