58 См.: Юнг КГ. О становлении личности // Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 2001.
59 Согласно Стэнли Гроссману (Grossman S. C.G. Jung and National Socialism. P. 111).
60 Юнг КГ О становлении личности. С. 392.
61 Там же. С. 375.
62 Там же.
63 Там же.
64 Там же. С. 390.
65 Там же. С. 380.
66 Там же. С. 381.
67 Там же.
6 8 Там же. С. 391.
69 Там же. С. 384.
70 Там же. С. 386.
71 Там же. С. 393.
72 Там же. С. 392.
73 Юнг КГ Отношения между Я и бессознательным // Юнг К.Г. Психология бессознательного. С. 172. Перевод слегка изменен.
74 Там же. С. 171. 75 Юнг КГ О становлении личности. С. 393. 76 См., например, работы и интервью Юнга, представленные в книге: Одайник В. Психология политики... 77 См.: Юнг КГ Борьба с тенью // Юнг К.Г. Синхрония. М., 2003. 78 См.: Юнг КГ. Диагностика диктаторов. 79 Цит. по: Нола Р. Арийский Христос. Тайная жизнь Карла Юнга.
М., 1998. С. 398.
80 Наиболее лаконично отношение Юнга к национал-социализму иллюстрируется историей его встречи с раввином Лео Бэком. Лео Бэк, знавший Юнга еще до прихода нацистов к власти, был очень разочарован, когда ему стало известно о поведении Юнга во время правления нацистов. Вернувшись из Терезинского лагеря в Швейцарию, он отказался навестить приславшего ему приглашение психолога, тогда Юнг пришел к нему сам. Между ними состоялось объяснение, в процессе которого основатель аналитической психологии изложил причины своих поступков. В конце концов Юнг сказал: «Ладно, хорошо, я ошибся». Эта последняя фраза, наверное, лучше всего объясняет поведение психолога. Неудивительно, что во многом именно благодаря ей беседа закончилась полным примирением, о чем Лэо Бэк и сообщил своему другу Гершому Шолему, получившему приглашение выступить на Эраносе и колебавшемуся, стоит ли это делать, учитывая подпорченную нацизмом репутацию Юнга — одного из главных идейных покровителей «места встречи для Востока и Запада» (об этой истории см.: Jaffe A. C.G. Jung and National-Socialism // Jaffe A. From the Life and Work of C.G. Jung. N.Y.;
Evanston; San Francisco; L., 1971).
81 Об этом Юнг пишет почти во всех своих поздних работах о восточных религиях, предостерегая европейцев от увлечения ими. Например, см.: Юнг КГ. Психологический комментарий к «Тибетской книге великого освобождения» (1939/1954) // Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.
82 Homans P. C.G. Jung: Christian or Post-Christian Psychologist? // Essays on Jung and the Study of Religion / Ed. by R. Martin Luther, J. Goss).
Boston, 1985. P. 28.
83 Юнг К.Г. Нераскрытая самость... С. 86.
84 См. работы этого периода: Юнг КГ. Символ превращения в мессе;
Он же. Попытка психологического истолкования догмата о Троице; Он же. AION: исследование феноменологии самости; Он же. Ответ Иову.
85 Например, о переинтерпретации таинства мессы см.: Юнг КГ.
Символ превращения в мессе. С. 54—98; о переинтерпретации символа креста см.: Там же. С. 86—87.
86 См.: Юнг КГ. Попытка психологического истолкования догмата о Троице. С. 150-178.
87 О феномене ныо-эйдж см.: Hanegraaf W.J. New Age Religion and Western Culture. Leiden; N.Y.; Koln, 1996; Heelas P. The New Age Movement. The Celebration of the Self and the Sacralization of Modernity.
Oxford, 1996. О соотношении идей Юнга с концепцией движения ныо-эйдж см.: Tacey D. Jung and the New Age. Great Britain, 2001.
88 Такую точку зрения, например, высказывают некоторые православно ориентированные авторы. Например, см.: Медведев М., Калашникова Т. Об аналитической психологии Карла Юнга. Взгляд с позиции святоотеческого учения о спасении души. Пермь, 2001; Димишриевич В. В плену герметического круга. О психологии Карла Юнга и прозе Германа Гессе. Пермь, 2001.