Смекни!
smekni.com

Эволюция взглядов К.Г. Юнга НА христианство и феномен национал-социализма (стр. 1 из 6)

Д.А. Узланер

Швейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875—1961) внес неоценимый вклад в развитие современного религиоведения, особенно в становление таких его дисциплин, как психология религии и сравнительное религиоведение. Однако далеко не все аспекты его творчества получили достойное освещение в исследовательской литературе. Один из таких аспектов — эволюция взглядов Юнга на христианство — рассматривается в данной статье. В ходе исследования мы попытаемся выявить внутреннюю логику этой эволюции, а также попробуем связать ее с некоторыми внешними факторами, оказавшими на нее, с нашей точки зрения, очень сильное воздействие. Одновременно в статье затрагивается еще одна проблема, не удостоившаяся пока должного рассмотрения в отечественной литературе: отношение Юнга к национал-социализму.

В процессе исследования мы продемонстрируем, что обе заявленные темы находятся в гораздо более тесной связи, чем это можно предположить на первый взгляд.

Существует много работ Юнга, посвященных христианству.

Это прежде всего «Символ превращения в мессе» (1941/1954)1, «Попытка психологического истолкования догмата о троице» (1941/1948)2, «AION: исследование феноменологии самости» (1951)3, «Ответ Иову» (1952)4. Все эти работы относятся к творчеству зрелого Юнга. Раннее осмысление христианства психологом представлено в его псевдоавтобиографии5 «Воспоминания, сновидения, размышления» (1962)6, а также в лекции «Мысли об интерпретации христианства в связи с теорией Альберта Ритчля»7, прочитанной Юнгом в январе 1899 г. на заседании студенческого братства «Зофингиа». Сама тема отношения Юнга к христианству уже была неоднократно исследована, в особенности на Западе, где наследие великого психолога изучается крупными учеными на протяжении нескольких поколений в стенах ведущих университетов мира. Однако существующие исследования, как иностранные

8, так и отечественные9, сосредоточивают свой анализ на отношении к христианству зрелого Юнга, эволюция его взглядов на эту традицию почти полностью игнорируется и ограничивается простой констатацией факта. Например, в наиболее серьезном 76 исследовании данной проблемы — в работе М. Стайн10 — самой эволюции посвящен лишь небольшой раздел, описание же решающего перелома, коренным образом изменившего отношение Юнга к христианству, занимает лишь несколько страниц11. Однако как сам факт эволюции, так и ее достаточно радикальный характер бесспорны, поэтому вполне логичным представляется уделить этой эволюции особое внимание.

Действительно, если взглянуть на даты появления работ Юнга о христианстве, становится очевидным, что между студенческой лекцией 1899 г. и первым всплеском повышенного внимания Юнга к этой традиции прошло целых сорок лет (даже учитывая его неизданные семинары о духовных упражнениях Игнатия Лойолы 1939—1940 гг.). В вышеобозначенный отрезок времени христианство лишь иногда становилось предметом анализа психолога

12, оставаясь, по сути, одной из периферийных тем, едва затрагиваемых Юнгом в процессе своих размышлений. Более того, в этот промежуток времени его взгляды на интересующую нас религию (преимущественно критические)13 находятся почти в прямом противоречии с тем отношением, которое появилось в его сочинениях с начала 40-х гг. XX в., — оно проникнуто уважением, почтением и заботой о христианской традиции.

Такой резкий скачок в интересе и симпатии к христианству становится еще более удивительным, если мы примем во внимание тот факт, что религия и мифология стали предметом профессионального интереса для Юнга еще в 1909 г., когда он начал собирать материал для своих исследований в данных областях. Такие работы, как «Либидо, его метаморфозы и символы» (1911— 1912)14, «Психологические типы» (1921)15, «Комментарий к "Тайне золотого цветка"» (1929)16, не говоря уже о постоянном использовании примеров из истории религии и мифологии, свидетельствуют о поглощенности Юнга этими темами. Однако только в 40-х гг. психолог концентрирует свое внимание на христианстве. Все это вдвойне удивительно, учитывая то, что Юнг рос в семье протестантского пастора, что все его родственники были связаны с религией17 и что он сам постоянно находился в эпицентре теологических споров18. Следовательно, существовали какие-то особые причины, заставлявшие Юнга сначала относиться к интересующей нас религии негативно-сдержанно, а затем подчеркнуто позитивно. Прежде всего представляется разумным выделить три основных этапа эволюции взглядов Юнга на христианство. На первом этапе (1875—1900)19 еще не сформировавшийся ни как личность, ни как профессионал Юнг, выросший в протестантской среде, живо размышляет над судьбой религии своих отцов и дедов. На втором этапе (1900—1939)20 христианство выпадает из сферы особого внимания Юнга и не играет первостепенной роли в его теориях. Наконец, на третьем этапе (1939—1961) происходит вспышка интереса к этой религии. В ходе исследования нас будет интересовать прежде всего второй этап, так как именно тогда отношение Юнга к христианству изменилось кардинально. Только после этой решающей перемены во взглядах Юнг написал те работы, которые являются ключевыми не только для понимания отношения психолога к христианству, но и для понимания всей аналитической (комплексной) психологии в целом.

На первом этапе (1875—1900) Юнг, еще совсем молодой человек, сначала школьник, а потом студент, достаточно много размышляет над тем, что стало с христианством. Несмотря на усилия его отца, протестантского пастора, он так и не может смириться с тем, что предлагает ему церковь, особенно протестантская. Эти размышления зафиксированы в «Воспоминаниях, сновидениях, размышлениях», и нам нет необходимости их здесь воспроизводить. Достаточно отметить, что в результате своих поистине мучительных борений Юнг приходит к полному отречению от исторически сложившегося христианства (прежде всего от протестантизма), но при этом сохраняет интерес к тем аспектам христианства, которые несут в себе отпечаток некой тайны: к Троице21, причастию

22, завораживает его и культ святых23, хотя последний не характерен для протестантизма, а также к таинственному готическому собору24. Кроме того, Юнг сохраняет интерес и уважение к фигуре Иисуса Христа, которого, однако, не считает ни Богочеловеком, ни тем более Богом, он просто неправильно понятый пророк25. В это время Юнг погружается в мистико-пантеистическое мироощущение, весьма далекое от христианства, в переживании которого весьма большую роль играла его встреча со своим «вторым "Я"»26. Уже упоминавшаяся лекция для студенческого братства «Зофингиа» может рассматриваться как своего рода итог данного этапа.

Стоит сказать, что его лекции, прочитанные для «Зофингиа» с ноября 1896 по январь 1899 г.27, являются самыми ранними опубликованными работами Юнга. Эти документы относятся непосредственно к тому времени, в отличие от воспоминаний, которые Юнг излагал уже в самом конце своей жизни. Поэтому лекция 1899 г. имеет для нас особое значение. Основная ее идея заключается в том, что современное христианство находится в кризисе, за это ответственны теологи, рационализм которых завел данную религию в тупик. Юнг призывает христиан, если они хотят быть достойными этого имени, вернуться к «средневековому » христианству, для подобного возвращения нужно, например, чтобы их образ Христа совпадал «с тем, как сам Христос себя понимал, то есть с образом пророка, человека, посланного 78 Богом»28. Юнг также настаивает на необходимости или хотя бы возможности мистического опыта для любого христианина. В самом конце работы высказывается скромная надежда на то, что такое «средневековое» христианство еще не совсем исчерпало себя и что мы еще увидим его новый расцвет29.

В целом на данном этапе Юнг приходит к полному разочарованию в исторически сложившемся к XX в. христианстве, однако вместе с тем у него сохраняется интерес, даже симпатия к некоторым аспектам этой традиции, а также понимание того, в какой стороне для христианства лежит выход из кризиса. Одновременно бросаются в глаза его несколько вольные интерпретации христианских догматов (например, догмат о Христе).

Учитывая подобную симпатию, странно, что в следующий раз обстоятельно тему христианства он поднимет лишь спустя сорок лет. Но об этом позже, сейчас же молодой Юнг оканчивает университет и вступает во взрослую жизнь. Начинается второй (1900—1939) из выделенных нами этапов, который мы рассмотрим более тщательно.

Начало XX в. знаменовало для Юнга начало новой жизни. Он становится психиатром. Потом следует личное знакомство с Фрейдом (1907), затем разрыв с ним (1913). Юнг начинает развивать свою собственную психологию, названную аналитической, а впоследствии — комплексной. К 1921 г., когда психолог закончил «Психологические типы», большая часть терминологии зрелого Юнга уже выработана. В работе 1928 г. «Об отношениях между Я и бессознательным» мы видим наброски зрелой концепции. Однако, как признается сам Юнг, в книге «Об отношениях между Я и бессознательным» ему еще не удалось существенным образом понять природу бессознательного, в этом ему помогли занятия алхимией, которые он начал в 1928 г.30 Благодаря им основатель аналитической психологии осознал, что «бессознательное — это процесс и что отношения между эго и бессознательным есть, собственно, превращение — или психическое развитие»31. Этим превращениям соответствуют символы, которые по мере продвижения человека по пути индивидуации (т.е. по пути развития) меняются. Таким образом, Юнг окончательно приходит к пониманию функционирования психики: психическая деятельность есть динамический процесс. Данный процесс заключается в постоянной взаимосвязи бессознательного и сознания. Причем эта взаимосвязь имеет направленный характер, она носит характер развития. Такое развитие и есть индивидуация. Каждому этапу данного развития соответствует некий символический сюжет, который бессознательное доносит до сознания. Когда процесс продвигается дальше, то соответственно этому продвижению происходит смена символов. Символы — это язык, на котором говорит бессознательное. Именно данный язык должен уметь понимать психотерапевт и его пациент, так как бессознательное больше никак не может донести до сознания информацию о происходящих в нем процессах. Отсюда можно сделать вывод о том, что символические системы являются вещами первостепенной важности, которыми нельзя пренебрегать и которые нужно знать и уметь понимать.