Смекни!
smekni.com

Тупик или выход. Молодежные субкультуры (стр. 2 из 2)

«Да, не поймем мы никогда друг друга.

Они для нас практичные дельцы,

А мы для них рушители порядка,

Мечтатели, наивные юнцы…»

Тогда молодежь, верившая в революцию, тоже отличалась своим внешним видом. Обыкновенный вид молодого представителя революционного кружка был протестного свойства – клетчатые плед, синие очки, сухость и мрачность, вызывающая неопрятность, стрижка в кружок и т.д.

Бунт против пошлости или против Бога?

Одежда – внешний признак бунта, но что же стоит за наружной оболочкой, чем движим этот бунт? Анализируя современные субкультуры молодежи, мы видим, что многие из них движимы стремлением преодолеть заданность времени и пространства, социального положения, способностей, которые выпали человеку от рождения. Например, некоторые ребята учатся прыгать по стенам и крышам и таким образом перемещаются по городу, некоторые живут в виртуальной реальности, в компьютерных играх, где у них появляются невероятные возможности – командовать армиями, расстреливать многочисленных врагов, в очередной раз спасать мир; другие, изготовив средневековый костюм, присваивают себе имя и образ какого-то героя из выдуманной страны, получают возможность проявить свою мужественность, ловкость и смекалку в бою на мечах, в ориентировании в лесу, обрести аристократическое достоинство, которого они лишены в реальности, являясь всего лишь жителями одного из спальных районов. Все это – способ получить то, чего лишают современного подростка каменные джунгли городов-мегаполисов, что совершенно не ценится учителями и одноклассниками в школе. В таких субкультурах молодые люди пытаются вспомнить что-то архаичное, взрастить в себе нечто забытое отцами, ведь зачастую у них отнята необходимость быть мужественным и сильным. И таковые субкультуры есть бунт против социальных несуразностей, использование фантазии для украшения своей жизни. Для многих подростков ценности их субкультуры гораздо выше тех, что может предложить им семья, особенно если она неблагополучная… Еще в ХIХ веке девицы бежали из семей в революционные общины, поскольку ничего дельного в своих семьях не видели, но горели жаждой посвятить себя служению обществу. Можно только надеяться, что современные искатели приключений обретут то, к чему действительно стремится их душа и не заплутают на средневековых дорогах, крышах мегаполисов или во всемирной сети.

Но есть молодежные сообщества другого рода, которые делают все, чтобы поругать человеческое достоинство, принизить его, культивируя нормальное восприятие пороков. И это уже не только бунт против общепринятых норм, но сопротивление Богу. Ряд молодежных субкультур с презрением относится к своей человеческой природе, к тому, что им дано от рождения. Такие проявления мы встречаем в субкультуре «киборгов» или «кибер-панков», в которых степень «крутости» определяется количеством металлических предметов, вживленных в тело, ящерообразно разрезанным на половинки языком, многочисленными и шокирующими татуировками. Цель – минимизировать свою человеческую сущность, стереть образ Божий, который дан человеку и зримо проявить личину чего-то иного. Интересно, что «киборги» стремятся преодолеть болевые рефлексы, так как представители этих субкультур могут познавать «Абсолют» лишь будучи подвешенным за кожу на крюках. Как ни страшно, но в этом изменении своего облика и обретении привычки к мукам на крюках можно угадать подготовку к будущему, которое уготовано в вечности.

«Готов» по названию можно принять за субкультуру, ориентированную на память о германских племенах готов, которые пройдя через наш Крым, заселились в Европе и стали основой германской нации. Но на деле мы видим в этой субкультуре лишь игру в вампиров-полумертвецов, пришельцев преисподней, самым дорогим местом для которых являются кладбища, а торжества сопровождаются пригублением бокала с кровью вместо вина. Не редки в этой субкультуре самоубийства, которые вполне логичны, ведь ценности этой субкультуры ориентированы не на жизнь, а на смерть, на ожидание ее пришествия. «Готы» соответственно ненавидят мир как Божие творение и готовятся ко встрече с демонами, так как уже при жизни согласились отчасти принять их природу, изображая из себя вампиров. Опасным в этой субкультуре является эстетика, которая и заманивает многих романтичных молодых людей – строгие красивые одежды, философская направленность, благородство и аристократизм. Но это лишь эстетичная форма, сутью является тупик.

Нужно сказать, что эстетика погибельных вещей привлекает не только молодежь, но и взрослых. И в данном случае ответственность за погибшие души лежит на авторах музыкальных произведений, на литераторах и кинорежиссерах, которые эстетизируют заведомо ложные ценности. Некоторые становятся поклонниками немецкого нацизма из-за красоты и элегантности эсесовской формы: много поклонников фашизма появилось после фильма «Ночной портье». «Готы» возрастают на английской готской литературе и красиво снятых фильмах о вампирах, «кибер-панки» – на впечатлениях детского сознания от фильмов про терминаторов и киборгов. Нужно сказать, что для России – это пройденный урок, в ХIХ веке огромное число молодых людей становилось революционерами и метало бомбы под влиянием беллетристики и классических литературных произведений того же И.С.Тургенева и других авторов, героизирующих революционеров и молодых убийц, приносящих себя в жертву обществу и революции.

Теперь литературу вытесняет кино, и его всходы мы пожнем через некоторое время. Можно предположить, какие субкультуры появятся в ближайшие годы – не так давно были очень популярны фильмы про киллеров, чего же ожидать в будущем?

Таким образом, есть субкультуры, уводящие человека в виртуальность, есть субкультуры, разрушающие лишь их адептов («готы», «эмо» чрезвычайно склонны к самоубийствам) и субкультуры, нацеленные на разрушение мира или общества. Последние, как правило, являются политическими субкультурами и в основе их ценностной системы стоят политические понятия. Это профашистски настроенные группы, которым не чужды фашистская эстетика и стремление к брутальности, идеология расизма и применения насилия для разрешения социальных проблем. Здесь проявление силы означает протест потребительскому миру, превращающему человека в бессильную пустую оболочку, принижающему его до уровня машины желаний.

Вполне очевидно, что цель человека, попадающего в субкультуры – приобрести некоторые качества, отсутствующие у толпы. Он хочет возвыситься над ней, гордо и невозмутимо стоять на вершине, над морем людей, копошащихся в суете: родителей, одноклассников, учителей – всех, кто не смог стать сверхчеловеком.

Печально, что все эти субкультуры есть побирание по чужим землям – в ХIХ веке итогом побирания по западным интеллектуальным полям стала копилка революционных идей. «Готы», «скинхеды», «панки» и другие – все это западные проекты, выросшие на почве капиталистических проблем, искусственно внедренные в наше общество. Грустно, что мы потребляем их как ширпотреб, не имея ни собственного вкуса, ни знания своих древних корней.

И нельзя не признать в этом наш проигрыш в войне за сознание русского народа, в котором появились теперь «готы», тяготеющие к кладбищам Европы и туманного Альбиона, «скинхеды», бодрым маршем пришедшие из рабочих кварталов Англии, наци и фаши, боготворящие Германию и т.д. Молодежь не думает о том, чьей пешкой в этой игре жизни и смерти, а также в политической шахматной игре она является.