В курсантской среде распространены клички. В большинстве случаев они не носили унизительного и оскорбительного характера. Но это - непременный атрибут казарменной субкультуры. В них видны особенности взаимоотношений в исследуемой среде. Мы попытались определить отношение к ним их носителей, выяснить, при каких обстоятельствах они получены.
Распространенность кличек среди курсантов можно объяснить возрастными особенностями, склонностью к игре, и в меньшей степени - необходимостью соблюдать нормы и законы уголовного мира. Они выполняют несколько взаимосвязанных функций: заменяют фамилию (функция обозначения); являются средством стигматизации; закрепляют статус личности в групповой иерархии; служат вербальным средством деперсонализации (путем наделения человека неблагозвучными и оскорбительными кличками); служат вербальным средством персонализации личности (путем наделения "авторитетных" курсантов более благозвучными, "почетными", кличками).
Анализ выявления закономерности наделения курсантов кличками, определения механизмов, с помощью которых они образуются, показал, что в кличках отражается внешность человека, его физические данные, психологические особенности, черты характера, поведение,
специфика преступной деятельности. В клички трансформируются фамилии и имена, отражают социальнорегиональное происхождение, национальную принадлежность, прежнюю (гражданская) жизнь и др. Достаточно распространены и информативны такие, в которых отражены характерологические особенности, поведение курсанта: жадность, зловредность, хитрость, пронырливость, изворотливость, наглость, тупость, несообразительность и др.
Из физических особенностей в кличках выделяются недостатки физического развития и особенности внешнего облика. Подобные даются в основном менее уважаемым, скромным и тихим курсантам. Например, величина носа, ушей ("Флюгер", "Локатор"), выпуклые светлые глаза ("Рыба") и т.п. В курсантской среде можно услышать такие, которые даются по именам внешне похожих известных телевизионных персонажей (киноактеры или мультипликационные персонажи). Это явление распространено на младших курсах. Широко используется принцип противоположности с ироническим подчеркиванием физических особенностей и других качеств ("Малыш" - рослый, большой верзила; "Шварц"
- худой и слабый человек и т.п.). Ирония здесь чаще всего используется не как средство унижения человека, а как его деперсонализация, стигматизация.
Поступают в военный вуз молодые люди со всей страны. В первые дни пребывания вместе, сдавая вступительные экзамены, зачастую не зная имен и фамилий одногруппников, некоторых абитуриентов называют по региону, откуда он приехал, или по национальности. Для многих курсантов эти клички остаются и на весь период обучения. Вот небольшой их перечень: "Самара" - жил до поступления в одноименном городе, "Бульбаш" - выходец из Беларуси, "Мордвин" - русский, жил в Саранске и т.д. Повышение уровня образования населения, постоянный показ в СМИ, появление моды на иностранные языки увеличивают количество курсантов, имеющих клички с использованием иностранных слов. Иметь иноязычную кличку типа "Джон", "Майкл", "Рембо" престижно. Поэтому Денис становится "Дэном", Женя - "Джеком".
Безразличное отношение к кличкам встречается редко. Наш анализ показал, что избавиться от кличек или заменить их курсанты хотят потому, что клички унижают человека (65%), не соответствуют статусу личности (15%), 8% хотели бы избавиться от кличек по другим причинам. Есть случаи, когда курсанты хотят, чтобы у них сохранилась кличка, полученная в школе. Поэтому, приехав из другого города поступать в военный вуз, эти курсанты в разговоре с однокурсниками упоминают свою старую кличку (а иногда и прямо говорят, чтобы его так называли).
Изучение казарменной субкультуры курсантов позволяет сделать вывод, что она представляет собой явление, находящееся в сложной взаимосвязи с культурой общества, социальными процессами, происходящими в нем. Она непосредственно связана с нарушителями воинской дисциплины. В то же время нормы и ценности ее являются мощными регуляторами индивидуального поведения некоторых курсантов, обладают степенью референтности в силу действия механизмов психического заражения, подражания и особенно прессинга, постоянно создающих для молодого человека ситуацию фрустрации и психической травмы. В теории и на практике сложились два противоположных подхода к рассматриваемой проблеме, которые непосредственно проявляются в организации процесса воспитания курсантов.
Один подход заключается в недооценке социально-негативной роли этой субкультуры, в грубых нарушениях воинской дисциплины. Такая позиция не позволяет видеть взаимосвязь нарушений воинской дисциплины и ее "духовной" основы, которые друг без друга не существуют. При этом не учитывается притягательность данной субкультуры для молодых людей. Все это не способствует организации профилактики нарушений воинской дисциплины со стороны некоторых курсантов. Другой подход заключается в переоценке влияния этого явления на личность курсанта. Сторонники такого подхода считают преодоление данной субкультуры нереальным, что предопределяет вывод о ненужности профилактической работы.
Таким образом, изучение данного явления в курсантской среде и его профилактика позволяют в стенах военного вуза воспитать культурного офицера, защитника Отечества.