Вопрос о религиозности молодого поколения россиян позволяет вычленить соотношение традиций и новых ценностных систем, чья специфика наиболее остро проявляется в неспокойные времена. Именно молодежь может рассматриваться лакмусовой бумагой охранительного традиционного потенциала общества в перспективе. Насущен вопрос о значимости религиозного персонального опыта для нового поколения россиян, носящего по "умолчанию" предикат "более рационального". С другой стороны - "идеалы молодости - наиболее правдивые, чистые и светлые", для их сохранения "нужен компас - врожденное нравственное чувство" [5]. Поэтому ясное представление о структуре религиозного сознания именно молодых людей позволяет оценить и потенциал ювенальной политики религиозных организаций, способных избавить российское общество от "нормативной аномии". Не случайно религиозные организации, прежде всего Русская православная церковь, заговорили о необходимости привнесения гуманизма и нравственности в политику и экономику, о воспитании моральных начал у молодого поколения.
Структура религиозного сознания молодых россиян в целом близка общей, однако имеются и существенные отличия. Так, молодежь вообще меньше верит в Бога (54% против 58% от общего числа), в загробную жизнь (6% против 7%), но чуть больше в колдовство, магию (8% против 5%), сверхъестественную силу (16% против 13%), в НЛО (6 и 5% соответственно). Это показывает, что обскурантизм сознания, его неструктурированность, присутствие пайенных элементов больше присущ молодому поколению и в силу возраста, и вследствие неопределенности ценностно-нормативного поля, свойственного российскому обществу. Неслучайно деятельность организаций, репрезентирующих как институционализированные российские конфессии, так и новые религиозные течения во многом направлены именно на работу с молодежью. Для молодых людей, жизненные ориентиры которых еще не до конца сформировались, а общество не предлагает четко определенной системы ценностей, принадлежность к конфессии выступает, прежде всего, основанием идентичности, базой для соотнесения себя с культурной традицией, тогда как собственно теологические аспекты, как и трансперсональный опыт уходят в тень.
Примечательно также, что среди молодых россиян заметно выше процент верящих в свои собственные силы. Что касается веры в прогресс и в самого себя, то и здесь молодежи присуща и большая самоуверенность (63% против 57%), и большая вера в рациональные интенции и могущество человеческого разума. Вероятно, именно вера в собственные силы, возможности рационального выбора и действия делают нынешнее поколение молодежи одним из наиболее нацеленных на успех [6]. Одновременно эклектичность сознания, а как следствие и поведенческих практик по ряду принципиальных позиций среди молодых россиян выражена гораздо более ярко.
Важна ли религия как таковая в повседневной жизни людей, становится ли она одним из доминирующих регуляторов поведения, либо находится на периферии социальных практик? За последние два года можно зафиксировать небольшую тенденцию к уменьшению значимости религии в жизни россиян. Так, доля считающих, что религия очень важна в человеческой жизни, снизилась с 20% в 2007 г. до 16% в 2009, а количество отрицающих ее значимость в индивидуальной и коллективной жизни повысилась с 13% до 16%.
При уже отмеченной возрастающей вере людей в самих стр. 80 себя, в надежде на собственные силы, можно с большой долей уверенности сказать, что произошла коррекция отношения россиян к важности религии вследствие спада "религиозного бума" и целенаправленной деятельности религиозных организаций. В свободное время только 11% россиян посещают церковь или иные религиозные собрания (в 2003 г. таких было ровно столько же). Немного чаще посещают церковь россияне, считающие себя православными - 14%. Такие цифры свидетельствуют о стабилизации группы, для которой посещение церкви и отправление культа становится неотъемлемым атрибутом повседневной жизни. Гораздо важнее для большинства россиян телевизор, видео, радио, Интернет, музыка, встречи с друзьями, домашние заботы, прогулки на природе либо просто отдых. Именно этому они посвящают свое свободное время. В итоге, из многих дорог, предлагаемых человеку современностью, "дорога к храму", к сожалению, не самая предпочитаемая.
Поддержанию религиозности в быту, поведении, мировоззрении россиян способствуют и их социальнодемографические особенности, в первую очередь тендерные. Религия в её различных аспектах (мировоззренческом, ритуальном, институциональном, культурно-цивилизационном) более важна для женщин, чем для мужчин. Поэтому налицо преобладание женщин в составе религиозной части опрошенных и, наоборот, мужчин в составе нерелигиозной его части. Это объясняется не только психологическими особенностями, присущими женщинам, их большей консервативностью, но и изначальным неравенством социальных позиций. Женщинам труднее преодолеть пресловутый "стеклянный потолок", что и предопределяет их большую тягу к сверхъестественному во всех его проявлениях. Рациональные же интенции в повседневности больше свойственны мужчинам, верящим, прежде всего, в самого себя (67%), затем уже в Бога (41%), реже в судьбу (27%) и уж тем более в приметы (14%). Женщины же, напротив, верят в первую очередь в Бога (71%) и лишь потом в себя (49%); они чаще, чем мужчины, полагаются на судьбу (39%) и приметы (23%).
Проблема доверия государственным и общественным институтам представляется одним из важнейших факторов, способствующих как структуризации социально-политической жизни, ее стабильности, так и эффективности взаимодействия общества и власти. Уровень доверия граждан страны к различным государственным и общественным институтам современной России позволяет не только определить легитимность институтов, но и сделать вывод о том, с каким из них россияне связывают надежды на улучшение ситуации.
Наибольшее доверие россияне выказывают верховной власти - Президенту РФ и Правительству РФ - 63% и 54% соответственно, социальный авторитет за церковью признают 51% всех россиян. По степени поддержки населением церковь как институт стоит на одном уровне с армией (50%), традиционно являющейся в глазах россиян опорой. Примечательно, что среди институтов гражданского общества церковь обладает наибольшим авторитетом; вероятно, она воспринимается не только как традиционный морально-нравственный авторитет или заступник в несчастьях, но и как политический актор. Поддержка данных социально-политических институтов россиянами может свидетельствовать о двух моментах: с одной стороны, можно говорить об устойчивости в воспроизведении модели российской власти, традиционно выражаемой формулой "Самодержавие, Православие, Народность". С другой, в современных условиях, принимая во внимание высокий уровень легитимности, которым обладают данные институты, следует предположить, что поддержка населением обусловлена признанием конкурентоспособности подобной организации в современных условиях. Обращает на себя внимание степень доверия, высказываемая населением общественным организациям - 30%, причем православные граждане доверяют им даже чуть больше - 32%. Они опережают многие институты законодательной и исполнительной власти, являющиеся структурообразующими для данного способа политической организации общества. Это позволяет говорить о диверсификации поля публичной политики и возникновении новых субъектов, способных выразить интересы непосредственно общества, уровень доверия к которым в условиях финанстр. 81 сового кризиса повышается. Среди общественных организаций не последнее место занимают религиозные организации.
Следует отметить, что конфессиональная принадлежность к РПЦ повышает и лояльность к первым из означенных институтов, причем Церковь в данной группе опрошенных по уровню поддержки уступает только институту Президента. В данной мировоззренческой группе наивысший уровень доверия к Президенту - 66%, Церкви - 63%, Правительству РФ - 60%, армии - 52%. Верящие в сверхъестественные силы и атеисты склонны больше доверять верховной политической власти, тогда как армия и церковь отступают по степени доверия на второй план. Также, последователи православия, чуть больше доверяют и другим социально-политическим институтам. Таким образом, приверженность в повседневной жизни к традиционной для страны религии накладывает позитивный отпечаток и на степень доверия к социальным и общественным институтам.
Следует отметить стабильный рост поддержки церкви как института среди россиян за последние 10 лет. Увеличение степени доверия на 8% (с 43% в 1998 году, 44 - в 2004, 51 - в 2009) свидетельствует о признании значимости и нужности той деятельности, которую ведут религиозные организации институционализированных российских конфессий, и о том, что церковь вполне способна выступить аттрактором общественных исканий. Среди мировоззренческих групп наиболее высока поддержка Церкви именно в заявляющей о своей конфессиональной принадлежности (прежде всего православные, составляющие основную массу верующих россиян). Таковых 63%), однако 14%о православных Церкви не доверяют, и еще 23% затрудняются с оценкой. Среди внеконфессиональных верующих видит в церкви легитимный социально-политический институт в 3 раза меньшая доля людей - 23%, 32% не доверяют ее деятельности, а 46% не смогли определиться со своим отношением. Казалось бы, атеисты должны являться убежденными противниками церкви и клерикальной деятельности. Несмотря на это 13% атеистов признают церковный авторитет и склонны ей доверять, 45% церкви не доверяют, 42% затрудняются с оценкой. Молодежь демонстрирует практически те же предпочтения и ту же логику в выборе институтов, однако уровень доверия к ним чуть ниже. При этом православная молодежь, так как и все россияне, с большим доверием смотрит на существующие социально-политические институты.