Смекни!
smekni.com

Аксиологические концепции в русской философии (стр. 1 из 2)

План

Введение

Возникновение и развитие теории ценностей

Аксиологичские концепции в русской философии

Заключение

Литература

Введение

В философской науке существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. Но в одном философы едины: каковы ценности, таковы и общество и личность. Не случайно проблема ценностей выступает на первое место в переходные периоды общественного развития.

Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезинтификацией личности.

Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.

В современной литературе имеется множество подходов к пониманию ценностей, и каждый из них имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение.

Ценности рассматриваются и как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека, и как идеал, и как норма. В целом ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.

На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования - биологические, социальные, психологические и т.д.

Их индивидуальное сочетание обуславливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей.

Возникновение и развитие теории ценностей

Аксиологию можно определить как философское исследование природы ценностей. [1]

Учение о ценностях, прежде чем сложиться в его современном виде, прошло исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой оно и формировалось.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов, все ценности индивидуальны и относительны.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер.

Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений.

Аксиология как самостоятельная отрасль возникла в западной философии в конце 19 начале 20 века как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей "проблеме ценности".

Считалось, что эти вопросы (смысл жизни, истории, направленность в основание познания, конечная цель и оправдание человеческой деятельности, отношения личности и общества и др.) не поддаются научному анализу. Проблема ценности считается областью особого, всенаучного исследования, своеобразным способом видения мира. Явления ценности при этом рассматриваются как всесоциальные феномены.

Немецкий философ Кант впервые употребил понятие ценностей в специальном, узком смысле. Ценности - это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности.

Аксиология представлена теориями ценности 3-х видов:

1) объективно-идеалистические теории (к ним относятся неокантианство, последователи гуссерлианской феноменологии Шеппер и Н. Гартман, неотомизм, интуитивизм) трактуют ценность как потустороннюю сущность вне пространства и времени;

2) сторонники субъективно-идеалистических теорий (логического позитивизма, эмотивизма, лингвистического анализа в этике, аффективно-волевой теории ценности У. Эрбана, Д. Пролла, К. Люиса и др.) рассматривают ценность лишь как явление сознания, видят в ней проявление психологического настроя, субъективного отношения человека к оцениваемым им объектам;

3) натуралистические теории ценности (интереса теория, эволюционная этика, космической темологии этика) трактуют ее как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом. [2]

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований она стала пополняться все новыми и новыми теориями - это и натуралистический психологизм (представлен трудами Дж. Дьюи), который рассматривает ценности как объективные факторы реальности; аксиологический трансцендентализм (Г. Риккерт), где ценность - это идеальное бытие: добро, истина, красота, которые являются ценностями сами по себе; и персонолистический онтологизм (М. Шеппер), где ценности образуют онтодологическую основу личности; и социологическая концепция ценностей (М. Вебер), где ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта.

Аксиологичские концепции в русской философии

Аксиология как особая отрасль философского знания, появилась в России в конце 19 века. Вместе с тем уже в течение предшествующего времени теоретически осмыслялись реально существующие ценностно-оценочные отношения. В 17-18 вв. это осуществлялось через осознание субъективно-личностного начала ценностного мироотношения и анализ понятий его определяющих, - "истина", "добро", "красота", "польза", "священное".

В 19 веке теоретико-ценностные воззрения проявлялись главным образом через критически-оценочную деятельность, которая выступала как критика "эстетическая", "историческая", "реальная", "органическая". В различных видах критики по-разному трактовалось соотношение "красоты", "добра", "истины": то как доминирование красоты ("эстетическая критика"), то как доминирование истины и добра ("историческая" и "реальная" критика, то как противопоставление добра и истины красоте (Писарев Д. И), то как противопоставление красоты добру и истине (К.Н. Леонтьев), то как гармоническое взаимоотношение между ними (В.С. Соловьев).

Впервые в русской философии понятия "эстетическая ценность" и "логическая ценность" были употреблены в 1837 г. писателем -публицистом Надеждиным при характеристике понятий "вкуса" и "красоты". В дальнейшем для определения понятия ценности использовались и понятия "эстетическое достоинство", и "нравственное достоинство" (Белинский).Ф.М. Достоевский-то, что западноевропейская философия называла ценностями, именовал "святынями" - воплощением идеала.

Собственно "ценностями" с середины и до конца 19 века называли экономические ценности или "стоимости". И лишь на рубеже 19 и 20 вв. "ценность обретает аксиологическое значение.

Взгляды русских философов на природу ценностей иногда сильно различались, но сама проблема определения сущности ценности волновала многие выдающиеся умы того времени.

Ценности выступают ориентирами и критериями деятельности людей. В центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, т.е. ценностное отношение возможно только там, где реально присутствует человек, являющийся носителем и субъектом ценностного отношения.

Понятие ценности можно соотнести с такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения - что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет нас безразлично спокойными.

Полезность может носить чисто утилитарный характер. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.п. Вредность - это негативное ценностное отношение, например, истина, являясь познавательной ценностью, может приносить огромную пользу людям, а может быть употреблена во зло.

Совершенно особенное место в системе человеческих ценностей занимает нравственность. Нравственные критерии применимы в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности. Как проявление общественной сущности человека, нравственность - это та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой, нравственность - это "искра", зажженная в сознании человека, научившегося жить сообща и считаться с интересами других. [3]

Русский философ В.С. Соловьев (1853 -1900) рассматривал проблемы нравственности во многих своих произведениях, но более систематично определил их в произведении "Оправдании добра" (1897).

В нем Соловьев определяет "ценность" как "безусловное значение", как указание на некий высший религиозный смысл реальных явлений, людей, а для ценностно-этической характеристики пользуется термином "достоинство". В эстетических трудах конца 80-90-х гг. он употребляет словосочетание "эстетическое достоинство".

"Достойное" бытие, понимаемое как "идеальное" и "должное", существующее "само по себе", выступает в качестве идеала, имеющего значение "нормы" для оценочной деятельности в областях: познавательной (истина), нравственной (благо-добро), эстетической (красота). [4] В своем "Оправдании добра" Соловьев дает глубокий анализ чувств, или естественных корней нравственности - стыда, жалости и благочестия.