Теорема 14.
Кроме Бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представлена.
В этой теореме Спиноза развивает идею теоремы одиннадцатой (как, впрочем, и всех остальных, предшествовавших данной). Здесь заявляется уже не просто необходимость существования Бога, как субстанции, но и уникальность Бога, как субстанции. Таким образом, существование субстанции (причем единственной субстанции) уже предусматривает существование Бога.
Теорема 33.
Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены.
Данной теоремой Спиноза отрицает существование каких-либо случайностей в мироздании: “Нет ничего, почему вещи могли бы быть случайными”. Согласно Спинозе, Бог создал все вещи и все созданные им вещи совершенны по природе своей. В этой теореме продолжается мысль теоремы двадцать девятой, о том, что “в природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы”. Я полагаю, что эта мысль и была для Спинозы самой главной в Теоремах, как и во всей первой части “Этики” в целом.
4. Прибавление.
В завершающем разделе Спиноза подводит итог всей первой части своей работы. Он перечисляет те свойства Бога, которые были выявлены им на основании определений, аксиом и теорем: то, что он необходимо существует; то, что он един; что он существует и действует по одной необходимости своей природы; что он составляет причину всех вещей; что без него ничто не может существовать; что все предопределено Богом.
И, наконец, он говорит о тех предрассудках, которые завладели людьми на протяжении столетий. Главный из этих предрассудков заключается в том, что люди считают, будто Бог все направляет к какой-то определенной цели (“они говорят, что Бог все сотворил для человека, человека же – для того, чтобы он чтил его”). Из этого предрассудка, по мнению Спинозы, возникли и все остальные (напр. предрассудки “о добре и зле, заслуге и грехе, похвальном и постыдном, порядке и беспорядке, красоте и безобразии и прочем в том же роде”).
Заключение.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что первая часть трактата Бенедикта Спинозы “Этика” представляет собой значительное явление с точки зрения содержащихся в ней идеи, которые связаны с выявлением природы субстанции, сущности и свойств Бога, как субстанции. Рассматривая эти свойства (все они перечислены в четвертом пункте анализа), Спиноза достаточно сильно отходит от догм традиционной теологии, однако его работа, несмотря на использование методов точной науки, носит абстрактный и субъективный характер.
Спиноза доказывает существование Бога, опираясь на умозрительные принципы, которые он выдает за аксиомы. Вот почему его философская система столь противоречива.
Однако же нельзя недооценивать вклада Спинозы в мировую философию и его влияния на мировую культуру. Его подход к метафизическим проблемам с точки зрения науки всегда будет оставаться одним из самых интересных и обсуждаемых в философии.
Литература
Спиноза Б. Этика / Пер. с лат. Я.М.Боровского, Н.А. Иванцова. – СПб.: Азбука, 2001. – 352с.