движение требует пустого пространства, так как то, что наполнено, не может принять в себя ничего другого;
разрежение и сгущение возможны лишь при наличии промежутков;
рост возможен лишь при условии проникновения пищи в пустое пространство;
сосуд, наполненный пеплом, может принять в себя столько же воды, сколько и пустота.
Левкипп взял у элеатов учение о невозможности возникновения и уничтожения сущего. Бытие неуничтожимо. Отвергая творение из ничего и абсолютное уничтожение материи, элеаты установили принцип постоянства количества материи, но вместе с тем они отбросили и всякое возникновение и исчезновение, объявив движение и изменение вещей — всего лишь обманчивой видимостью. Принимая элейский принцип сохранения материи, Левкипп выступил в защиту чувственного опыта. Для него реальны движение и изменение в мире, но только в том смысле, что движение - лишь простое перемещение тела в пространстве, а всякое изменение — соединение и разъединение неизменно существующей материи. Сущность же материи, по Левкиппу, в абсолютной плотности и непроницаемости.
Левкипп утверждает об универсальной, не допускающей исключения необходимости во Вселенной: "Ни одна вещь не происходит попусту, но в силу причинной связи... и по необходимости". У Гераклита необходимость тяготеет над всем: все происходит в силу необходимости. Даже Солнце не может изменить своего пути по небу. У атомистов же необходимость низводится до понятия естественной необходимости. Вечное движение атомов исключает всякую случайность. Вместо божественного провидения, рока или судьбы у атомистов действует закон всеобщей причинности.
Космогонический процесс у Левкиппа представляется следующим образом: атомы носятся в пустоте, сталкиваются, сцепляются или отталкиваются друг от друга. В результате таких вихревых движений и возникают тела и целые миры. Все это соответствует строго необходимым механическим законам. Случай и произвол изгоняются из этой схемы. В великой беспредельной пустоте образуется бесчисленное множество атомов и разрушается бесчисленное множество миров. Видимые человеку светила вращаются вокруг Земли. Душа, по Левкиппу, также составлена из атомов, но более мелких, тонких, круглых. Из таких же атомов состоит огонь. Живые организмы получают их из воздуха в процессе дыхания. Атомы души придают живым организмам особую подвижность. Но преобладание выделения их из организмов ведет к смерти. Ощущение и мышление Левкипп также считает телесными процессами, он связывает их с проникновением в наши тела извне различных образов ("идолов").
Сосуществование двух противоположных начал — абсолютно полного и абсолютно пустого, "бытия" и "небытия", положительной и отрицательной реальности — дает основу множественности сущего. Если бы не было пустоты, было бы лишь единое, неделимое бытие, как понимали его элеаты. Если бы все было реально делимо до бесконечности, то в каждом теле было бы бесконечное число пустых промежутков, все было бы сплошной пустотой, и не было бы ничего подлинно плотного. Не приемлемы ни неделимость бытия, ни бесконечная его делимость. Остается одно: принять множество неделимых и абсолютно плотных тел — атомов. Бытие множественно, и атомы суть его подлинные единицы. Даже когда атомы сплетаются между собой, образуя сплошное тело, они, по учению атомистов, не соприкасаются между собой, будучи отделены пустотой.
Атомисты, таким образом, принимают от элеатов идею однородности материальной субстанции. Атомам, согласно Левкиппу и Демокриту, не присущи качества. Только наши ощущения показывают нам вещи качественно определенные, но не сами атомы. Учения Левкиппа и Демокрита о бытие отличаются от взглядов элеатов только тем, что рассуждения последних о единой, всеобщей субстанции переносятся на бесконечное множество отдельных субстанций. Атомы же отличаются друг от друга лишь по форме. Они могут быть круглыми, продолговатыми, крюкастыми, острыми, более тонкими или, напротив, более широкими и т.д. Благодаря своим зубцам, шероховатостям, загнутым краям атомы сцепляются, образуя более крупные тела. Внутри атомов нет движения, здесь царствует абсолютный покой.
Демокрит, как и Левкипп, исходил из признания материальности мира, не только использовал, но и развил, насколько можно судить по сохранившимся фрагментам его сочинений, учение Левкиппа о строении материи. Так же как и Левкипп, Демокрит рассматривал атомы как вечно движущуюся материю, называя их бытием, а пустоту — небытием, хотя и считал ее столь же реально существующей, как и атомы.
Ценные сведения об их концепции сообщает Аристотель в своей "Метафизике": "Левкипп и его исследователь Демокрит признают элементами полноту и пустоту, называя одно сущим, другое несушим, а именно: полное и плотное — сущим, а пустое и разреженное — несущим (поэтому они и говорят, что сущее существует нисколько не больше чем несущее, потому что и тело существует нисколько не больше чем пустота), а материальной причиной существующего они называют и то и другое". Атомы, согласно Демокриту, существуют вечно, они качественно одинаковы и различаются лишь количественно, а именно формой, порядком ("соприкосновением") и положением. Пустое пространство признается для того, чтобы отвергнуть непрерывность материи и одновременно обосновать возможность движения. "Великая пустота" безгранична и содержит в себе все сущее. В ней нет ни периферии, ни центра, ни верха, ни низа.
Другое начало — бытие, то, что Демокрит называет "полным". Если пустота в его системе есть причина деления и разъединения, то бытие есть принцип единства и неделимости. Сущее для него — только уплотняющая пространство материя, вещество как таковое, а не какое-либо конкретное вещество. Наконец, третье понятие, на которое опирается система Демокрита, — движение. Оно вечно, т.е. никогда не прекратится. Это беспорядочное движение, так как у атомов различные скорость и направление движения. Принципы движения атомов у Демокрита — необходимость. Случайность как категория придумана людьми.
Демокрит без изменения воспринимает концепцию бытия Левкиппа как вечное движение атомов в пустоте. Он не пытается установить, что именно является первичным, а что вторичным. Придавая целостность и законченность учению Левкиппа, Демокрит на его основе создает свой универсальный метод научного познания, который позволяет ему проникнуть в суть самых разнообразных научных проблем, наполнить их конкретным содержанием. Реабилитируя в известном смысле досократовекую философскую традицию, Демокрит противопоставляет в своей теории познания понятия истины и общего мнения. Мнение субъективно, условно и относительно. Истину же образует то, что присуще самой природе, что абсолютно и объективно. Демокрит различает два рода знания: истинное и темное. Истинное знание доходит до подлинной реальности. Оно добывается мышлением, Истинное и чувственное познание, ум и ощущения на первый взгляд не имеют ничего общего. Чувственное (тусклое) знание знакомит человека лишь с видимостью вещей. Истинное же знание достигается разумом, понятиями. И все же Демокрит признает относительность их различия. Разум есть лишь более тонкий познающий орган. Атомы недоступны чувственному восприятию, поскольку они чрезвычайно малы. Но возможно усовершенствование наших органов чувств, которое приближает возможность познания того, что первоначально им недоступно. Вместе с тем Демокрит полагает, что в процессе познания мы можем исходить только из чувственного опыта. При этом подлинно сущее дается только через умозаключение от чувственных данных к скрытой от нас стороне действительности. Дело разума — извлечь из чувственных данных содержащуюся в них истину и объяснить таким образом чувственные впечатления. При этом в каждом чувственном воспринимаемом качестве Демокрит различает как объективную, так и субъективную стороны. Демокрит проводит различие между первичными и вторичными качествами вещей. Первые присущи самим вещам, тогда как вторые образуются воздействием первых на наши органы чувств. При этом вторые, хотя и зависят от их восприятия человеком, закономерно связаны с первичными и с необходимостью вытекают из них. Исходя из них, человек может судить о наличии объективной реальности.
4. Сократ. Диалектика и софистика в древнегреческой философии
Содержание философских идей V в. до н.э. определяли, в чем мы могли убедиться, две основные проблемы:
как совместить единое бытие и множество его частей?
как объяснить возникновение того, что еще не существует, и исчезновение того, что существует?
Наивно-материалистической атомистике Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа и Демокрита, представлявших картину мира как множество перемещающихся материальных частиц, противостояла антиномично заостренная диалектика элеатов. Из сферы наглядной "физической" картины мира диалектика возникновения и уничтожения, единого и многого была оттеснена ими в область умозрительного, "теоретического" мышления. На первый план вышла, таким образом, не диалектика материального бытия, а диалектика понятий и мыслей, т.е. логика.
Так сформировались скептицизм и индивидуализм, которые отразили в полной мере кризис философского мышления, запутавшегося в космологических спекуляциях и блестяще сформулированных, но неразрешимых антиномиях. Прекрасные умозрительные гипотезы, опровергая одна другую, обнаруживали и способность человеческого разума проникнуть в тайны материи. Отсюда появилось стремление философов V в. до н.э. воздерживаться от рассуждений о Космосе и природе и обратиться к человеку. Своеобразный антропоцентризм выражен яснее ясного уже у Протагора (ок. 490 — ок. 420 до н.э.): "Человек — мера всех вещей".
На этой ветви формируется позднее то движение, которое историки называют древнегреческим просвещением. Неопределенность идейных установок древнегреческого просвещения отразила двойственность его значения в античном мире. Создавая духовные предпосылки просвещения, рабовладельческая демократия сама не могла пользоваться ее плодами, а именно услугами платных учителей, которые в лице софистов выступили в качестве его носителей. Преимуществами просвещения пользуются олигархия и аристократы, злейшие враги демократии. Таким образом, просвещение неизбежно подрывало устои демократии с ее принципом равенства. Неоднозначными были и сами идейные устои просвещения. Софисты, слывшие мудрецами, превратили свое искусство мышления в средство обретения материальных благ, с одной стороны, и доказательства своей правоты любой ценой — с другой, путем уводящего в лабиринты логики хитроумного способа рассуждения.