Учение Аристотеля о движении содержит характеристику четырех его видов: уменьшение и увеличение; качественное изменение или превращение; возникновение и уничтожение; движение как перемещение в пространстве.
Физика Аристотеля имеет скорее качественный, чем количественный характер. Он полагается больше на картину мира, которую дают органы чувств. Чувства показывают, что в результате изменения тел в них возникают новые свойства, которые не могут быть следствием простого перемещения их частиц в пространстве. Когда, к примеру, вода превращается при нагревании в пар, она увеличивается в объеме. Такое превращение было бы невозможно, если бы пар был тем же телом, что и вода. Отрицая качественные взаимопревращения, нельзя объяснить воздействие одного тела на Другое.
Учение о возможности и действительности составляет основу метафизики Аристотеля. Здесь, как и в его физике и космологии, доминирует мысль о целесообразности природы и всего миропорядка. Принцип "одушевленности" не ограничивается человеком, а распространяется на весь животный и растительный мир и даже на небесные тела. Целесообразность не может быть свойством отдельных организмов, если не является свойством всего мира в целом. Но основной материал, доказывающий целесообразность,— это появление растения из семени, целесообразность инстинктов, функция и строение организмов, проявление души. Учение о душе играет у Аристотеля огромную роль в обосновании телеологии и возведении ее в космический принцип.
Бог — источник и причина движения, хотя сам он неподвижен и соприкасается только с крайней сферой мироздания. Он придает ему равномерное и вечное круговращение, которое передается через сферы планет в направлении к центру. Поскольку Бог как перводвигатель является одновременно и причиной, и целью, весь мировой процесс направлен к единой цели. Телеология Аристотеля, таким образом, в сущности объективна в отличие от сократовской и платоновской. Способность предмета быть полезным человеку, по Аристотелю, случайна по отношению к самому этому предмету. Предметы сами по себе, объективно, имеют цели, природа также целесообразна, хотя и не осознает своей цели.
Аристотель по сути первым из древних философов создает теорию научного познания, опирающуюся на онтологию, учение о бытии. Он отличает научное знание от мнения, опыта и искусства. Ощущения дают начало познанию, но они отражают единичное и случайное, тогда как знание — общее и необходимое — выражается в суждениях. В отличие от мнения, которое может быть и ложным, и истинным, знание — незыблемая истина, основывающаяся на убеждении в достоверности. Аристотель признает, что предмет предшествует знанию, так же, как и ощущению. Но если рассматривать знание в осуществленном виде, т.е. как завершенное, предмет и знание составляют единое целое. В таком случае только в абстракции можно отделить их друг от друга. Что касается научного знания, то оно в отличие от обычного характеризуется необходимостью суждений и представлено общими, а не единичными утверждениями, хотя в отдельных случаях это могут быть и суждения о единичных предметах.
Задача науки, кроме того,— выяснение причин. Причем, согласно Аристотелю, необходимая причина в плане бытия может быть только сущностью явления. А в плане познания (или логически) она может быть только началом по отношению к своим следствиям. Поэтому Аристотель считает доказательством именно выяснение причин явлений. Теорию познания Аристотеля можно считать вполне материалистической. Однако она не противоречит и его общей объективно-идеалистической направленности. Две, казалось бы, крайние позиции вполне уживаются в его учении. Эта особенность его взглядов и даст впоследствии многие аргументы как в пользу обоснования религиозных воззрений, так и в пользу укрепления материалистических концепций, особенно в период становления теоретической науки. Но никто не оспорит заслуг Аристотеля как одного из величайших творцов общечеловеческой культуры.
Список литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.Ф. Философия. 3-е изд. М., 2007
2. Крылов А.Г. Антология мировой философии. М., 2008
3. Греков А.М. Введение в философию. М., 2006
4. Кун Т. Структуры научных революций. М., 2006
5. Никифоров Л.А. Философия науки. Сбп., 2007