Заключение
Философия Аристотеля не завершает ни истории древнегреческой, ни тем более античной философии, Но она завершает самый содержательный период в истории этой философии, который нередко именуется философией классической Греции. Несколько столетий её истории, столь важные для развития европейской и мировой культуры, были временем интенсивного философского творчества, результаты которого бесценны для развития философской культуры человечества. Она высоко ценилась уже в античности, играла определяющую роль в эпоху средневековья, без них невозможно представить европейскую философию нового времени, да и современную философскую культуру.
История античной философии продолжалась и в послеаристотелевские времена – эллинистический, а затем и в римский периоды древней истории народов средиземноморья. Эти периоды продолжались в общей сложности примерно восемь столетий. В ходе их в Афинах существовала Академия и Ликей, основанные Платоном и Аристотелем, появились и новые школы, жили и крупные, оригинальные философы, материалисты и идеалисты. Они сформулировали и новые идеи, которых не было ещё в предшествующий, классический период истории античной философии. Но в целом глубина, оригинальность, да и количество таких идей значительно уступают тому, что было выдвинуто в период, продолжавшийся примерно в два раза короче.
История философии учит, что она не развивается равномерно ни по годам, ни по десятилетиям, ни даже по векам. Для философов и философских школ эллинистического и тем более римского периодов античной истории характерно не столько выдвижение новых идей, сколько осмысление, уточнение, комментирование идей и учений, выдвинутых и сформулированных в предшествующий период, в особенности идей и доктрин Аристотеля, Платона, Демокрита.
Литература
1. Аристотель. Физика. – М.: 1936.
2. Аристотель. О душе. – М.: 1937.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21. – М.: 1956.
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: 2001.
5. В.И. Ленин Полн. собр. соч., т. 29. – М.: 1966.