В той или иной степени люди все подобны дьяволу. Взаимоотношения людей по большей части отмечены неправдой, крайней несправедливостью, жесткостью и жестокостью. Редко когда отношения основываются на каких-то честолюбивых чувствах. Эгоизм людей лежит в основе большинства зол. Желание иметь то, чего у тебя нет, побуждает воровать, завоевывать чужие земли. При этом будь то вор, будь то завоеватель, он не задумывается о счастье и горестях тех, у кого он крадет, кого он покоряет. Наши страдания важны только для нас самих, только нам они заметны.
Феноменальность нашего мира состоит в том, что невзгоды способны нас сделать абсолютно несчастными, а вот абсолютно счастливыми мы быть не можем, ведь в любой момент найдется то, что может нарушить идиллию счастья. Выходит, что жизнь – это постоянная борьба, борьба за свое счастье. «..nii kaua kui me alistume soovidetulvale koos kõigi sellest tulenevate lootuste ja hirmudega...ei saavuta me kunagi kestvat õnne ega rahu» (5, стр.139)
И на эту борьбу нас толкает некая биологическая по своей природе сила – воля к жизни. Воля к жизни превращает людей в рабов. Она заставляет человека познавать мир, чтобы лучше к нему приспособится. Это она заставляет нас жить, во что бы то не стало, цепляясь на жизнь, даже если она тяжела или просто не выносима. Вся человеческая жизнь - это страдания и разочарования. Человек под влиянием воли всегда чего-то желает: богатства, денег, комфорта, здоровья, продления жизни. Но эти желания никогда не удовлетворяются окончательно. А вскоре после того, как человеку удалось чего-то достичь, наступает равнодушие и скука. Между страданиями и скукой мечется человеческая жизнь.
Земное счастье – иллюзия. Жизнь большинства людей печальна и непродолжительна. Счастлив человек бывает лишь в редкие минуты. Когда жизнь дает обещания, она их не держит. А когда держит, то только для того, чтобы показать, как недостойно было то, чего мы желали. Поэтому счастье всегда находится в будущем или прошлом, потому как в настоящем, человек счастлив никогда не бывает. «В горе, несчастии утешают себя мечтами»[[4]].
Люди мечтают о будущем, о том, что завтрашний день может перевернуть их жизнь: внезапный выигрыш в лотерею, чудесное исцеление от давно мучавшей болезни. Но, зачастую новый день приносит лишь новые напасти и разочарования, тем самым более убеждая человека в бессмысленности и обреченности своего существования. « В минуты душевной тоски оглядываемся мы в прошлое, чтобы найти там кусочек той радости, того счастья, которого так в данный момент жаждет душа.
Шопенгауэр считает, что мы не знаем трех высших благ жизни – здоровья, молодости и свободы. Пока они у нас есть, мы не осознаем их ценности, а понимаем только тогда, когда утратим их.
Жизнь - вовсе не подарок, рассчитанный на наши наслаждения. Если мы посмотрим на человеческое общество, то увидим всеобщую нужду, беспрерывные усилия, постоянные столкновения, постоянную борьбу. Все вокруг суетятся – одни в мечтах, другие в деятельности, поднимая неописуемый шум. Но где же последняя цель всего этого? Последняя цель же, по Шопенгауэру, оказывается весьма жалкой: поддержать жизнь на короткий промежуток времени. Как бы ни была жалка жизнь, человек цепляется за нее из последних сил, воля к жизни сильнее разума. Но какое значение имеет короткая отсрочка смерти, временное облегчение страданий, минутное удовлетворение желания – если все это уходит из наших рук, а победа смерти несомненна?
Поэтому человек должен выйти из-под власти воли, подавить в себе всякие желания. Нужно понять, считает Шопенгауэр, что страдания – неизбежная часть нашей жизни, и если мы избавимся от одного, то неизбежно придет другое; если на время прекращаются страдания, то наступает скука, которая тоже является страданием. Если мы поймем это, нам удастся воспитать в себе равнодушие к страданиям. Ведь страдания, как и счастье, приходят не извне, а возникают внутри человека. Подавить волю, перестать быть ее рабом, уменьшить тягостную заботу о своем благополучии – таков единственно возможный путь мыслящего человека. Путь этот доступен немногим, лишь тем, кому дано понять, что жизнь – это вечный обман и вечные разочарования, что в мире нет ничего достойного наших желаний, стремлений и борьбы, что все его блага ничтожны.
Шопенгауэр замечает, что люди путают понятия счастья и удовлетворения. Удовлетворение – это по своей сути достижение того, чего раньше в жизни не хватало, стремление избавить себя от того, что тяготит наше существование, или приобрести то, без чего жизнь кажется не такой привлекательной. Результат не может быть счастьем, результат всех достижений – это всего лишь удовлетворенное желание. При достижении цели, желания и стремления пропадают, а вместе с ними пропадает и наслаждение от удовлетворения. Удовлетворение краткосрочно и длиться столько недолго, что вовсе не заслуживает тех усилий, которые тратит на него человек.
Здесь же мне хотелось бы оспорить взгляды Шопенгауэра. Цель жизни большинства людей – оставить на Земле след о себе; думать, что после смерти кто-то вспомнит о тебе. Для человека невыносима мысль, что его Я, такое великое в его глазах, после смерти превратиться в нечто. Жизнь продолжает кипеть в наших потомках, которые несут частичку нас через века. Это и есть цель, наслаждение от которой не проходит. Иные, архитекторы, философы, поэты оставляют о себе память в своих трудах. Труды веками хранят идеи и индивидуальность своих создателей. Разве всемирная похвала и признание не может служить не кончаемым удовольствием? Шопенгауэр не был признан при жизни своими современниками, однако не одолело бы его удовлетворение, если бы он знал, что в ХХ веке его идеи заинтересовали многих, что для кого-то он стал учителем, основателем новых, поражающих своей глубиной идей? Разве был бы его восторг мимолетен? Гордость за себя, за свои дела, за признание – вот наслаждение, приобретя которое, человек уже не потеряет никогда. Конечно, всё это не способно заменить счастье, ведь только своими подвигами счастлив не будешь. Однако эти вещи приносят в наше земное существование смысл. Я думаю, что в глобальном виденье наша жизнь на Земле действительно не имеет никакой высокой цели и значимости для мира. Однако для нас, пока мы живы, есть вещи, которые имеют смысл и наполняют смыслом жизнь, поэтому нельзя однозначно сказать, что жизнь наша проходит лишь в горестях, счастье мнимо, а наслаждение не стоит того, чтобы за него бороться.
Шопенгауэр выступает с резкой критикой философов-оптимистов. Утверждению Лейбница о том, что наш мир – «лучший из возможных миров», Шопенгауэр представляет свое, о том, что «наш мир – худший из возможных миров». По мнению Шопенгауэра, наш мир устроен так, чтоб хотя бы еле-еле существовать, и если бы он был бы хуже, то просто бы прекратил свое существование.
Природа дала каждому живому существу в нашем мире минимальные условия для существования. Животным дано сил ровно столько, чтобы они могли существовать и кормить своё потомство. Получив травму, животное обычно обречено на гибель. Человек в борьбе с постоянной нуждой также непрерывно балансирует на краю гибели. Имеет ли смысл жить в этой постоянной схватке за жизнь? Но, если верить принципу, что на Земле ничего не случается просто так, то следует вывод: природа дала нам жизнь, дала попытку на существование в этом мире для того, чтобы каждый из нас внес свой личный вклад в существование нашего земного социума. Быть может, наша жизнь не имеет смысла для человечества, но для природы, вселенной или более огромно-бесконечной материи наше бытиё имеет значимость.
Некоторые народы мира в своих традициях имеют обычай оплакивать новорожденных, которым на пути встретится бесконечная череда печалей и страданий. Умерших же, наоборот, придавали земле с радостью и весельем, ликуя о том, что их жизнь освободилась от земных забот.
Возможно, Шопенгауэр прав, говоря о том, что мы обречены на страдания. Но вопреки всем его убеждениям, редко кто из людей признает себя несчастным человеком. Счастье – это не только миф, не только чувство, которым люди подменяют наслаждение. Повторю уже использованную мною цитату Феликса Дзержинского: «Счастье – это состояние души». А все невзгоды и разочарования – неотъемлемая часть нашей жизни, то без чего всю ее полноту и красоту оценить было бы просто не возможно.
Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа
Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти.
Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни.
Франц Кафка
Смерть – важнейший фактор человеческого существования. Только вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти, жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное к чему боги могли приговорить человека, - это бессмертие. Что может быть страшнее бессмертия? Хотя в тысячах книг, романов, трактатов бессмертие приносилось как главная мечта человечества.
Человек единственное существо на Земле, которое боится смерти. Ибо природа наделила человека сильным разумом. В этом смысле человек - самое несчастное животное, поскольку заранее знает о своей будущей гибели. Но в то же время это даёт огромное преимущество, поскольку смерть организует человеческую жизнь, заставляя человека искать смысл, оправдывать перед самим собой своё существование.
Шопенгауэр страх людей перед смертью объясняет всё той же всесильной волей к жизни. Волей, которой все мы слепо подчиняемся.
В масштабе вселенной наша жизнь лишь маленькая, тусклая, кратковременная вспышка. Те годы, которые мы проведем на Земле ничто, по сравнению с тем, сколько лет пройдет после нашей смерти.
По мнению Шопенгауэра, страх человека перед смертью обоснован мыслями о небытии. Человека пугает то, что его может не быть. Но никто из нас не задумывается, что же изменится на Земле в связи с нашим отсутствием. Кто мы и для чего пришли на эту Землю? Никто из людей не задумывается о том, что когда-то нас не было на свете. То есть уже был такой период, когда мы не существовали, когда мы были ничем. Небытиё после смерти вряд ли отличается от небытия перед рождением. Целая бесконечность прошла до того момента, как мы появились на свет, - и это нас вовсе не печалит. Так почему же люди склонны думать, что после смерти будет иначе. Люди думают, что та вторая бесконечность, которая наступит после нашей смерти, есть некая жестокая несправедливость. Отведав вкус земной жизни, мы страшно боимся ее лишиться.