а) Опровергая прямым путем, то есть нападая на основания тезиса, мы или показываем, что сами они неверны, говоря nego maiorem или nego minorem, и в обоих случаях нападая на материю, служащую основанием заключения; или же мы допускаем эти основания, но показываем, что тезис не вытекает из них и говорим следовательно: nego consequentiam, нападая таким образом на форму заключатиля.
3) Опровергая косвенным путем, то есть нападая на тезис при помощи его следствий, на основании неточности этих последних, выводим заключение о неточности и неверности самого тезиса по закону a falsitate rationati ad falsitaiem rationis valet consequmtia, при этом мы можем воспользоваться или прямой инстанцией или апогогией. Instatitia есть только exemplum in contrarium, она опровергает тезис, показывая предметы или отношения, содержащиеся в положении и вытекающие из него, к которым однако не может быть применима, а следовательно не может быть правдивой. Апогопей пользуемся в том случае, когда временно признаем правильность тезиса, но потом связываем с ним какое-то другое, признанное истинным или безусловно истинное положение, так чтобы взятые вместе они сделались бы посылками того заключения, которое с полною очевидностью для всех было выведено ошибочно; ибо оно или противоречит самому существу вещей или свойству предмета, о котором идет речь, признанному достоверно, или же наконец другому положению лица, которое выставило тезис. Отсюда апогога может быть ad hominem и ad rem. Если вывод противоречит несомненным истинам, достоверность которых очевидна всем даже a'priori, то это доказывает, что мы довели противника ad absurdum. В каждом из этих случаев ложность заключения противника должна зависеть от его тезиса; раз достоверность оставшихся посылок не подлежит сомнению, то тезис не может быть верен. Всякая придирка в спор может быт всегда подведена под один из приведенных выше формальных способов и потому в диалектик эти способы играют ту же роль, что при фехтовании удары, наносимые противнику по правилам. Приведенные дальше уловки можно сравнить со стратегическими хитростями и увертками, а особенные придирки в спорах с тем, что учителя фехтования называют "свинскими ударами".
Уловка 1. Распространение. Необходимо вывести положение противника из естественных, натуральных пределов, обсуждать его в самом общем и обширном смысле и расширить его как можно больше. Чем общее утверждение, тем больше открывается поле действия и тем более открыто для нападения и придирок. Вспомогательным средством служить точная и подробная постановка puncti или status controversiae.
Пример 1. Я доказывал, что "первою считается английская драма". Противник хотел воспользоваться инстанцией и заметил, что, "насколько всем известно, англичане не создали ничего выдающегося ни в музыке, ни в опере". Я возражаю, что музыка не входить в составь понят о драме; последняя обозначает только трагедию и комедию, о чем противник отлично знал, только хотел обобщить мое положение, распространив его на театральные представления, а следовательно на оперу и музыку, с тою целью, чтобы наверняка разбить меня впоследствии. Наоборот, спасти свое положение можем, если станем его как можно больше суживать и, конечно, если сумеем соответственным образом выразить свои мысли.
Пример 2. Ламарк (Philosophie zoo-logique, vol. I, p. 206) утверждает, что полипы лишены всякого ощущения на том основании, что у них совершенно нет нервов. Между тем не подлежит ни малейшему сомнению, что полипы ощущают, так как идут на свет, осторожно перемещаются с веточки на ветку, чтобы схватить добычу. Отсюда следует предположение, что нервная система полипов равномерно распределена в общей массе всего организма, как будто слилась с ним в одно целое, ибо совершенно очевидно, что эти животные получают раздельные впечатления, не обладая отдельными органами чувств. Так как только что сказанное достаточно ясно опровергает гипотезу Ламарка, то этот ученый прибегает к следующего рода диалектической выкрутки: в таком случае все составные части организма полипа должны быть приспособлены ко всяким ощущениям, а также к движению, к воле и мышление; тогда полип имел бы в каждом пункте своего тела все органы наиболее совершенных животных, а следовательно каждый пункт мог бы видеть, обонять, слышать и т.д., даже думать, соображать и делать заключения; каждая часть его тела была бы совершенным животным и сам полип стал бы существом даже более высшим чем человек, ибо каждая частичка его тела обладала бы всеми теми качествами, которыми человека обладает только в целом. Затем не было бы никакого препятствия распространить все то, что было сказано о полипах, и на монады, эти самые несовершенные существа, а затем и на растения, которые также живут, и т.д. Употреблением такого рода диалектических уловок автор сам выдает себя и показывает, что он сам признает себя в душ неправым. Из утверждения, что целое тело полипа способно к восприниманию светового ощущения Ламарк делает заключение, что целое тело полипа думает...
Уловка 2. Воспользоваться омонимией с целью распространения положения на то, что или ничего, или во всяком случае очень мало имеет общего, кроме идентичности самого слова с предметом, о котором идет речь, потом искусно отразить это и сделать вид, что опровергнуто само положение.
Примеp. Я поносил издавна сложившееся мнение, что по нанесении кому-либо оскорбления честь этого пострадавшего субъекта запятнана до тех пор, пока ocкорблениe не будет смыто кровью противника или своею собственною. Как на главное основание моего мнения, я указывал на то, что честь не может быть запятнана тем, что человек выносит и терпит от других людей, но только своими собственными поступками, потому что никто не может ручаться ни за что и ни от чего не может быть вполне гарантирован. Противник заметил, что если какого-нибудь купца неправильно обвиняют в надувательств, нечестности и безалаберном ведении дела, то такое обвинение оскорбляет его честь, приносить материальные убытки, и что в таком случае, чтобы восстановить свое честное имя, он должен призвать клеветника к ответственности и заставить его взять свои слова назад. Таким путем при помощи homonimii он подставил мещанскую честь или доброе имя, обесславленное клеветой, на место рыцарской чести, иначе называемой "point d'honnour", которая может быть опорочена простой обидой. Далее, так как оскорбление первого рода чести в целях чисто утилитарных не может быть оставлено без последствия, но должно быть опровергнуто гласно, публично, то на основании того же самого оскорбления рыцарской чести не может быть оставлено без мести, но должно быть смыто и опровергнуто еще более сильной обидой и поединком. Благодаря хомонимии, в слове "честь" происходить смешение двух совершенно различных понятий.
Уловка 3. Утверждение, выставленное только относительно, relative, принимается вообще, simpliciter, absolute или по крайней мере, понимается в совершенно ином смысле, и затем в этом именно смысле опровергается. Вот пример Аристотеля: "Мавр черен, но что касается зубов-бел; и таков, он в то же время черен и не черен". Это вымышленный пример, который на деле никого не обманет; возьмем другой из действительной жизни.
Пример. В одном философском разговоре я признал, что моя система защищает и хвалит квиетистов; вскоре после того речь зашла о Гегель и я утверждал, что он большею частью писал ерунду или, что автор ставить слова, а читатель должен добавить им смысл. Противник не стал опровергать этого ad rem, но ограничился тем, что выставил аргумент ad bominem: "вы только что хвалили квиетистов, а они тоже писали много ерунды". Я согласился с этим, но сделал поправку в том отношении, что хвалю квиетистов не как философов и писателей и потому не за их теоретические произведения, а как людей за их поступки в практическом отношении. Что же касается Гегеля, то речь идет о теоретических произведениях. Таким образом нападение было отражено. Первые три уловки имеют много общего, а именно: Противник говорить не о том, о чем начали спорить. Кто позволить, чтобы его опровергли одного из этих уловок, тот доказывает ignoratio elencbi. Все, что говорить противник в этих уловках справедливо; но между его положением и поставленным тезисом нет действительного противоречия, а только кажущееся, а потому тот, на кого направлена атака, должен отрицать заключение, а именно вывод неверности тезиса из верности положения противника, а это составляет прямое сбивание доводов его собственного сбивания доводов per negationem consequientiae.
Уловка 4. Не допускать верных посылок, предвидя заключение. Есть два средства: а) Когда желаешь вывести заключение, не надо обнаруживать его слишком рано, но во время разговора добывать посылки поодиночке, ибо в противном случай противник может пробовать и пользовать всякого рода придирками. Когда сомнительно, согласится ли противник с твоими посылками, следует поставить посылки посылок, построить просиллогизмы, затем ловко выманить, без всякого определенного порядка, посылки некоторых просиллогизмов, прикрывая таким образом свою игру до тех пор, пока не согласятся с тем, что тебе нужно. Такое правило предлагает Аристотель (Top. lib. YJII, с.1). Примеры излишни.
б) Для доказательства своего тезиса можно пользоваться и ложными посылками, если противник не соглашается с верными, или если он не убежден в их верности, или если замечает, что из них прямо вытекает нужный для твоего доказательства вывод. Тогда надо воспользоваться положениями, по существу своему ложными, но верными ad hominem, и аргументировать, исходя из способа мышления противника, ex concessis. Правду можно доказать при помощи ложных посылок, хотя никогда наоборот. Можно также опровергать ложные положения при помощи ложных же положений, если противник считает их верными, и потому надо так поступать, что бы всегда применяться к его взглядам. Если, например, противник - последователь какой-нибудь секты, которую мы отрицаем, то мы имеем право употребить, как principia против него изречения этой секты (Arist. Top. VIII, с.9). Уловка 5. Сделать исподтишка petitio principii по отношению того, что следует доказать, или: